0 комментариев 1060

Академик Валерий Рубаков: "Наш предок — вакуумные флуктуации"

О самых фундаментальных загадках нашей Вселенной рассказал академик РАН, доктор физико-математических наук Валерий Рубаков

Валерий Рубаков — академик РАН, доктор физико-математических наук, физик-теоретик, один из ведущих мировых специалистов в области квантовой теории поля — рассказал о тайнах Вселенной. Выступая в стенах лектория "Прямая речь" (Москва), ученый затронул самые актуальные вопросы мировой науки: как развивалась Вселенная после Большого взрыва, как проявляется темная материя, почему существует вещество и не существует антивещество, в чем загадка темной энергии, как исследования астрофизиков влияют на современные представления о мире, Вселенной, и в конечном итоге на нашу жизнь.

По словам ученого, главной тайной для современных физиков по-прежнему остаются вопросы, связанные с темной материей, темной энергией и барионной ассиметрией (преобладание материи над антиматерией в ранней Вселенной).

Обычное (известное нам) вещество во Вселенной составляет примерно 5%, всё остальное — темная материя (темное вещество) и темная энергия, которая заставляет Вселенную расширяться с ускорением. Поиски темной материи сегодня активно ведутся на Большом адронном коллайдере в Швейцарии, рассказал спикер.

Валерий Рубаков отметил, что в настоящее время очень востребованы исследования, связанные с так называемой стадией инфляции (экстремально быстрого расширения), которая привела к Горячему Большому взрыву:

"Горячая стадия отнюдь не первая: Большому взрыву предшествовала совсем другая стадия, о которой мы пока очень мало знаем. Это тоже одна из загадок Вселенной. Все неоднородности Вселенной (галактики, скопления, звезды, планеты, мы с вами) произошли из этой стадии. Именно на этой ранней стадии возникли зародыши тех неоднородностей, из которых впоследствии появились и люди. Речь идет об инфляционной (или раздувающейся) Вселенной, стадии инфляции. Вся наша видимая Вселенная это лишь малая часть того, что расширилось", — рассказал ученый.

Многие физики думают, что инфляция — это долгожданный ответ, но на самом деле инфляция — это пока только гипотеза, уточняет Валерий Рубаков.

Откуда взялись все неоднородности во Вселенной?

Согласно гипотезе об инфляции, которую спикер считает очень правдоподобной, это всё произошло из-за флуктуаций (колебания, случайные отклонения от среднего) в вакууме.

"Вакуум живет своей жизнью. Давно известно, что флуктуации в вакууме приводят к наблюдаемым эффектам. Если эти флуктуации каким-то образом усилить по амплитуде, то они могут дать уже наблюдаемые неоднородности плотности энергии. Это действительно реализуется в инфляционной теории, где Вселенная расширяется настолько быстро, что эти вакуумные флуктуации усиливаются. Такой механизм согласуется со всем, что мы знаем про первичные неоднородности во Вселенной. Если всё это правильно, а это очень похоже на правду, то в более широком смысле наш первоначальный предок — это вовсе не обезьяна, а вакуумные флуктуации", — говорит Валерий Рубаков.

А можно ли подтвердить инфляционную гипотезу? В принципе да, отвечает спикер, но когда это будет сделано — пока неизвестно. Для этого требуется более глубокое изучение неоднородностей, добавил ученый.

валерий рубаков ран теория большого взрыва теория инфляции вселенной