После пандемии свиного гриппа в 2009 году примерно у одного из каждых 15 тысяч детей в Европе, получивших вакцину H1N1 под названием Pandemrix, проявились признаки нарколепсии – заболевания нервной системы, характеризующееся дневными приступами непреодолимой сонливости и внезапного засыпания.

Такое расстройство у детей, перенесших вакцинацию, объясняли тем, что фрагмент вируса H1N1, используемого для получения Pandemrix, может вызывать аутоиммунные реакции у некоторой группы уязвимых детей.

Исследователи из Стенфордского университета (США) попытались найти доказательства этой гипотезы. Первые результаты, казалось, были положительными, и в декабре прошлого года они опубликовали статью в журнале Science Translational Medicine с доказательствами в пользу иммунологической гипотезы. Но на этой неделе в журнале Science появилась статья, в которой эта группа сообщает о невозможности повторить ключевую часть эксперимента.

Европейская комиссия экспертов одобрила вакцину Pandemrix от GlaxoSmithKline еще в 2009 году. Этот препарат был использован для предупреждения свиного гриппа у детей старше 6 месяцев и беременных женщин. Всего вакциной Pandemrix с адъювантом AS03 были вакцинированы более 30 млн человек.

К середине 2010 года появились сообщения о нарколепсии, возникающей после вакцинирования Pandemrix. Четырёхкратное увеличение риска развития этого состояния было отмечено у детей и подростков, трёх-пятикратное повышение риска – у взрослых. Если аутоиммунные реакции действительно ни при чем, то на сегодняшний момент у ученых нет объяснения этому факту.

Фото: Thomas Kienzle