Команда ученых обнаружила в национальном парке Биг-Бенд (Техас, США) дуб Quercus tardifolia. Считалось, что последний живой экземпляр погиб в 2011 году, сообщает EurekAlert!.

Ученые ожидают, что, изучив, почему это дерево вымирает, они смогут защитить другие виды от исчезновения. Вопрос о том, можно ли спасти этот экземпляр Q. tardifolia, пока остается под вопросом.

Дерево находится в плохом состоянии. Его ствол покрыт следами от огня и имеет признаки тяжелой грибковой инфекции. Засуха или пожар могут закончить его жизнь, говорят ученые, которые также сообщают, что изменение климата с каждым годом приближает дерево к этому сценарию.

Ученые планируют провести молекулярный анализ, который подтвердит, похож ли генетически этот дуб на другие деревья, которые ранее были описаны как Q. tardifolia. Дубы склонны к гибридизации или скрещиванию – это позволяет им быстрее адаптироваться к изменяющимся климатическим условиям, таким как сильная жара и новые болезни. Эта частая гибридизация может также стирать генетические границы между видами дуба в экосистеме, такой как национальный парк, где был обнаружен последний Q. tardifolia.

Дубы являются исключительными среди видов деревьев: их желуди нельзя хранить в банках семян в целях сохранения. По мнению исследователей, они должны сохраняться в дикой природе или в живых коллекциях (в ботанических садах, например). Обнаруженное дерево Q. tardifolia не дает желудей. Поэтому ученые используют другие методы размножения, в том числе прививку, для сохранения будущего дуба.

«По всей планете дубы служат экологическим якорем, очищая воздух, фильтруя воду, улавливая углекислый газ и поддерживая бесчисленное количество грибков, насекомых, птиц и млекопитающих», — поясняют авторы работы.

[Фото: UNITED STATES BOTANIC GARDEN]