В Самарском университете разработали двигатель для наноспутника, работающий на смеси воды и спирта

Такая смесь не замерзает при низких температурах на околоземной орбите, позволяет получить высокую скорость маневрирования, она безопасна, не токсична и не наносит экологического ущерба

Ученые межвузовской кафедры космических исследований Самарского университета представили прототип двигательной установки для маневрирующего наноспутника SamSat-M, сообщает пресс-служба вуза

Представленная двигательная установка для маневрирующего наноспутника SamSat-M (его габариты 10х10х30 см) — электротермическая. В качестве рабочего тела двигательной установки ученые предложили смесь дистиллированной воды и этилового спирта. Свой выбор они объяснили тем, что малая молекулярная массы воды позволяет получить высокие скорости истечения пара, и, соответственно, высокую скорость маневрирования. А добавление спирта  (порядка 40% смеси) предотвращает замерзание рабочего тела при низких температурах на околоземных орбитах. По словам разработчиков, такая смесь безопасна, так как не содержит самовоспламеняющихся компонентов, не токсична и не наносит экологического ущерба.

Ученые также подчеркивают: помимо решения традиционных конструкторских задач по оптимизации массы, габаритов и энергетических характеристик наноспутников, одним из наиболее острых вопросов является создание надежной и относительно дешевой системы запуска таких аппаратов на орбиту. Одним из оптимальных решений этой задачи является вывод наноспутников «попутным грузом» — на борту большого спутника-носителя либо внутри отсеков уже отработавших ступеней ракет-носителей. В то же время для операторов космических запусков важно минимизировать любые риски, которые способны повлиять на вывод целевой нагрузки. В том числе риски самовоспламенения каких-либо компонентов внутри попутных аппаратов.

Разработчики подчеркивают, что подобным двигателем можно оснащать любой космический аппарат формата CubeSat. Использование двигательной установки значительно расширяет возможности космических аппаратов нанокласса. В составе группировки в космическом пространстве они могут решать прикладные задачи, что невозможно решить одиночным космическим аппаратом. Так, группировка наноспутников может изучать геофизические поля, термосферу и ионосферу Земли для прогнозирования стихийных бедствий, выявлять астероидную опасность, инспектировать состояние космических аппаратов в космосе.

В настоящий момент ученые Самарского университета разработали полный комплект конструкторской документации и изготовили прототип двигательной установки на водно-спиртовой смеси. В вузе проходят испытания прототипа двигателя с целью выявления недостатков для последующей доработки. Параллельно с этим коллектив межвузовской кафедры космических исследований проектирует экспериментальный наноспутник для проведения лётно-конструкторских испытаний.

Источник: ssau.ru