Специалисты Пермского национального исследовательского политехнического университета разработали метод, который позволяет получить достоверные сведения о прочности крупных конструкций, таких как автомобили, самолеты или ракеты, и сократить затраты на их проверку. Ученые создали зажимное устройство для испытательной установки, позволяющее измерить предельное напряжение в резьбовой канавке — наиболее уязвимом месте таких конструкций. Об этом говорится в сообщении пресс-службы Пермского политеха.

Чтобы испытать выносливость крупногабаритных конструкций специалисты многократно прилагают к деталям силу. Так можно выяснить, когда и при каком напряжении появляются повреждения. Датчики, замеряющие показатели выносливости, крепятся к наружной поверхности соединяемых деталей. Однако зачастую повреждение возникает не на верхней части конструкции, а на поверхности резьбы.

Поэтому ученые Пермского политеха разработали зажимное устройство для испытания резьбового соединения. Образец помещается между корпусом и крышкой устройства, а затем клино-упорная система создает напряжение затяжки резьбового соединения. Это позволяет фиксировать деформации как на поверхности концентратора напряжений, так и в глубине изделия.

«Такая конструкция позволяет получить достоверный результат испытаний при низкой прикладываемой нагрузке. В отличие от прочих оснасток испытательных стендов, дизайн разработанного устройства позволяет провести замер деформации и рассчитать величину напряжения по осевому сечению резьбового соединения», — рассказал декан механико-технологического факультета ПНИПУ, профессор кафедры инновационных технологий машиностроения Михаил Песин.

Исследование проводится в рамках программы «Приоритет 2030». Зажимное устройство можно использовать для испытаний предела выносливости в авиапромышленности, машиностроении, нефтедобывающей промышленности и других отраслях тяжелой техники. 

Фото: Союз машиностроителей России