Международная группа исследователей под руководством ученых из Университета Аделаиды использовала окаменелости и компьютерное моделирование, чтобы сделать открытие, проливающее свет на тайну, имеющую важное природоохранное значение.

«Наше исследование позволило преодолеть трудности материально-технического характера и проследить динамику популяций шести видов моа с таким разрешением, которое раньше не считалось возможным. Мы сделали это, объединив сложные вычислительные модели с обширными ископаемыми, палеоклиматической информацией и инновационными реконструкциями колонизации и экспансии людей по Новой Зеландии», – говорит старший автор исследования доцент Дэмиен Фордхэм из Института окружающей среды Университета Аделаиды.

Исследование показывает, что, несмотря на значительные различия в экологии, демографии и сроках вымирания видов моа, их ареалы распадались и сходились на одних и тех же территориях на Северном и Южном островах Новой Зеландии.

Недавнее открытие, опубликованное в журнале Nature Ecology & Evolution, показало, что кладбища моа находятся в тех же изолированных, холодных, горных районах, где сегодня обитают многие из последних популяций вымирающих нелетающих птиц Новой Зеландии. К ним относятся горы Аспайринг на Южном острове и хребет Руахине на Северном острове.

«Популяции моа, скорее всего, исчезли в первую очередь из низменных мест обитания, которые предпочитали полинезийские колонисты, причем темпы сокращения популяций снижались по мере увеличения высоты и расстояния вглубь острова», – говорит ведущий автор исследования доктор Шон Томлинсон (Sean Tomlinson).

«Определив последние популяции моа и сравнив их с распределением живущих в Новой Зеландии нелетающих птиц, мы обнаружили, что последние убежища приютили многих из сохранившихся сегодня популяций такаэ, уэка и большого пятнистого киви. Более того, эти древние убежища для моа пересекаются с последними материковыми популяциями находящегося под угрозой исчезновения какапо».

Хотя недавние причины сокращения численности местных нелетающих птиц Новой Зеландии отличаются от тех, которые привели к древнему вымиранию моа, данное исследование показывает, что их пространственная динамика остается схожей.

«Ключевая общность между прошлыми и нынешними убежищами заключается не в том, что они являются оптимальными местами обитания для нелетающих птиц, а в том, что они продолжают оставаться последними и наименее подверженными влиянию человечества», – говорит автор исследования доктор Джейми Вуд (Jamie Wood).

Как и предыдущие волны полинезийской экспансии, преобразование европейцами среды обитания на территории Новой Зеландии и распространение принесенных ими животных было направленным – от низменных мест к менее гостеприимным, холодным, горным регионам.

Исследование показывает, что призраки видов прошлого могут дать бесценные сведения для усилий по сохранению живых нелетающих птиц Новой Зеландии, подчеркивая огромную важность защиты отдаленных, диких мест. Оно также предоставляет важный метод для понимания вымирания в прошлом, где ископаемые и археологические данные ограничены, что характерно для большинства островов Тихого океана.

[Фото: Paul MarSnson]