0 комментариев 522

В НГТУ НЭТИ займутся адаптацией «приправы» для космонавтов, разработанной учеными ИХТТМ СО РАН

Порошок из лузги риса и зеленого чая с добавлением витаминов сделает меню покорителей Вселенной полезным для здоровья — добавка для сохранения костной ткани в условиях невесомости разработана учеными Института химии твердого тела и механохимии СО РАН.
Изучив показатели животных, побывавших в невесомости, ученые пришли к выводу, что у покорителей космоса существует очень серьезная проблема — потеря костной ткани и атрофия мышц. Это и легло в основу разработки.
Сейчас проблему решают, добавляя в рацион молочные продукты, а в распорядок дня на орбите — обязательные занятия физкультурой. После полета для восполнения в организме витамина D испытатели проходят реабилитацию в регионах, где много солнца. Таким образом, основными компонентами добавки должны стать кальций и витамин D.
Несколько лет назад специалисты ИХТТМ СО РАН решали аналогичную проблему для животноводства: цыпленок на современной птицефабрике быстро набирает вес, а связки и кости окрепнуть не успевают. Была разработана механохимическая технология получения эффективной добавки из шелухи риса и отходов чайного производства. Действующим началом препарата являются биологически активные хелатированные формы диоксида кремния. Добавка успешно справилась с задачей сохранения поголовья. У птиц было отмечено ускорение роста хрящевой и костной ткани, — рассказал разработчик Алексей Бычков.
Для «космической» добавки усовершенствовали технологию и компоненты. В итоге в состав вошли рисовая лузга, зеленый чай и витамин D. Сейчас комплекс готовы испытать на грызунах, причем в подопытные будут взяты животные с истощением костной ткани и с костными травмами.

Не менее важный вопрос — как ввести полезный порошок в рацион, не изменяя вкуса продуктов — будут решать на кафедре технологии и организации пищевых производств НГТУ НЭТИ.
Ученым НГТУ НЭТИ предстоит замаскировать добавку и минимизировать терпкий вкус зеленого чая. Работа начнется после завершения испытаний на грызунах.
— В этом проекте участвуют несколько специалистов, в том числе студентка Полина Решетникова, выигравшая грант НГТУ НЭТИ. Необходимо решить, насколько можно обогатить продукт этой добавкой и в каком количестве. Также важно понимать технологию процесса, на каком этапе производства блюд вводить добавку, какова будет сохранность как компонентов, так и самих блюд. В результате планируется создать образцы продуктов, которые будут иметь высокую биологическую ценность и отвечать заявленным требованиям, — прокомментировала предстоящие работы заведующая кафедрой технологии и организации пищевых производств НГТУ НЭТИ Лада Рождественская.
Когда все испытания и эксперименты завершатся, можно будет приступать к производству «умной» еды и включать ее в меню космонавтов.

На фото: механохимическое получение добавки с витамином Д (в капсуле)