В мозге у дельфинов, выбросившихся на берег в США, нашли амилоидные бляшки

Международная группа ученых обнаружила в мозге у дельфинов, выбросившихся на пляжах Флориды и Массачусетса, β-амилоидные бляшки – признаки болезни Альцгеймера, – а также токсин BMAA, который производят цветки цианобатерий.

Международная группа ученых во главе с неврологом Дэвидом Дэвисом (David Davis) из Университета Майами обнаружила в мозге у дельфинов, выбросившихся на пляжах Флориды и Массачусетса, β-амилоидные бляшки – признаки болезни Альцгеймера, – а также токсин BMAA, который производят цветки цианобатерий. Сообщение об этом появилось на портале EurekAlert!.

Наблюдая за дельфинами, ученые могут определить уровень токсичных веществ в морской среде. «Как только увеличивается частота и продолжительность цветения цианобактерий в прибрежных водах, дельфины будут первыми, кто предупредит о токсических воздействиях, которые могут повлиять на здоровье человека», – поясняет соавтор исследования доктор Дебора Маш (Deborah Mash).

Цианобактерии – сине-зеленые водоросли, которые, попадая в благоприятную среду, очень быстро размножаются, захватывая все пространство вокруг. Заметив такой сине-зеленый «островок» в море, мы обычно говорим, что вода «цветет». Некоторые из цианобактерий безобидны, а некоторые – ядовитые. Последние синтезируют нейротоксин – аминокислоту β-N-метил-амино-50-аланин (BMAA). Эта аминокислота при попадании в организм человека может выводить из строя двигательные нейроны.

Ранее в лабораторных экспериментах ученые обнаружили, что, постоянно попадая в пищу животных, цианобактериальный токсин BMAA запускает образование β-амилоидных бляшек (крупных отложений патогенного белка бета-амилоида в нервной ткани) и нейрофибриллярных клубков, которые сигнализируют о болезни Альцгеймера.

«Мы не можем с уверенностью сказать, что хроническое воздействие цветения цианобактерий может спровоцировать болезнь Альцгеймера у людей, но это риск, который я лично не желаю принимать», – предупреждает океанограф Ларри Бранд (Larry Brand) из Школы океанических и атмосферных наук имени Розенштиля.

Этноботаник Пол Алан Кокс (Paul Alan Cox) из лаборатории химии мозга в Джексон-Хоуле сообщает, что нейропатология и токсины, обнаруженные в мозге у дельфинов, аналогичны тем, которые были найдены в мозге жителей деревни Чаморро на острове Гуам, которые страдали болезнью Альцгеймера.

«Вопрос "на миллион" состоит в том, испытывали ли эти морские млекопитающие когнитивный дефицит [например, проблемы с памятью – НР] и дезориентацию, которые заставили их выброситься на берег, – сказал Кокс. – До тех пор, пока дальнейшие исследования не прояснят этот вопрос, люди должны предпринимать простые шаги, чтобы избежать воздействия цианобактерий».

Отчет об исследовании был опубликован в журнале PLOS ONE.

[Фото: PLOS ONE]