14–15 ноября в Российской академии образования прошла II Международная научно-практическая конференция Движения Первых «Воспитание детей и молодежи на новом историческом этапе развития общества и государства: результаты, технологии, перспективы». Участие в самой масштабной конференции, посвященной развитию института воспитания, приняли более 500 человек, включая ведущих экспертов в сфере образования и воспитания, а также иностранных ученых и представителей молодежных организаций.

В ходе Пленарного заседания с приветственными словами и докладами выступили представители научных и общественных организаций, федеральных органов власти.

«Конференция стала большим шагом на пути формирования современных традиций детского и молодежного движения, а также научных основ его деятельности. Отрадно, что мы наблюдаем рост числа ученых, посвящающих свои исследования вопросам воспитания и развития личности. Именно они сегодня ищут пути взаимодействия с новым поколением молодых людей, и от этой работы зависит будущее нашей страны», – сказала президент Российской академии образования, академик РАО Ольга Васильева.

«Фундамент нашей деятельности — это богатое научное содержание отечественной педагогики, а также лучшие практики детского движения, накопленные в нашей стране. Всё, что мы делаем сегодня, должно быть описано и обосновано с точки зрения науки, через теоретическое осмысление нашей работы. Сотрудничество с научными центрами, лабораториями, созданными при Российской академии образования, и вклад молодых учёных позволяют нам разрабатывать и внедрять научно-педагогическую модель наставничества в деятельность Движения Первых. У нас есть много программ и проектных направлений, где значимыми взрослыми могут стать не только педагоги и родители, но и студенты вузов, аспиранты, учёные. Сегодня мы не просто развиваем программы и практики наставничества, а становимся большой площадкой для взаимодействия и совместной деятельности», – рассказала заместитель председателя Правления Движения Первых Соня Погосян.

В двухдневном научно-практическом мероприятии приняли участие ведущие теоретики и практики в сфере воспитания и работы с молодежью в России и за рубежом, представители профильных федеральных и региональных органов исполнительной власти, образовательных организаций всех уровней образования, а также участники и наставники международных, всероссийских, региональных, местных детских и молодежных объединений.

Конференция стала знаковым событием в отечественной и зарубежной теории и практике воспитания, создавшим условия для обмена опытом, трансляции лучших российских и международных практик, организации сотрудничества ученых и педагогов по осмыслению перспектив развития воспитания в новейших условиях.

В первый день конференции прошел ряд тематических секций, в рамках которых поднимались самые актуальные вопросы воспитания и развития личности ребенка и подростка.

На пленарном заседании ведущие специалисты обозначили ключевые приоритеты развития воспитания и детского и молодежного движения в России и мире, определили основные направления работы конференции.

Представители профильных федеральных и региональных органов власти, педагоги и руководители всех уровней образования, признанные и молодые ученые, аспиранты и студенты, наставники в ходе заседания «Государственная политика и формирование новых подходов к воспитанию подрастающего поколения в детских общественных объединениях и организациях» обсудили российские и общемировые задачи развития детского и молодежного движения в общем воспитательном пространстве мира, страны и региона с учетом специфики воспитания в добровольческих организациях, а также современное состояние и перспективы развития государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи.

На секции «История и традиции отечественной педагогической науки в воспитании человека и гражданина» ученым и педагогам-практикам был представлен прогностический потенциал истории и традиций педагогической теории и практики воспитания для решения современных задач воспитания детей и молодежи.

В ходе заседания «Наставничество в детском движении: модели, методики, перспективы» представители отделений Движения Первых и образовательных организаций, региональных министерств и ведомств рассматривали подходы, системы и практики наставничества, сложившиеся в детском и молодежном движении, а также актуальные задачи и ресурсы их системного развития. Во второй день эта секция была тематически продолжена площадкой «Региональные модели наставничества в воспитательной работе с детьми и молодежью».

Заседание «Семейное воспитание. Роль родителей и семьи в детских и молодежных объединениях и организациях» включало два тематических блока: реализация государственной политики в сфере семейного воспитания и роль родителей детей с ОВЗ и инвалидностью в создании условий для их участия в деятельности детских и молодежных объединений и организаций. К обсуждению были привлечены представители сообщества «Родные-любимые», региональных органов исполнительной власти, семьи детей с ОВЗ, представители образовательных организаций, практики детского и молодежного движения.

На секции «Отечественные и мировые практики организации воспитательной работы с детьми и молодежью» ученые, педагоги, наставники из России и из-за рубежа смогли узнать об общем, глобальном контексте развития детского и молодежного движения как основы для совместного творчества и взаимообогащения, а также обменяться доказавшими эффективность практиками и инструментами воспитания детей и молодежи.

Фото Е.Либрик / "Научная Россия"

Во второй день в Российской академии образования продолжилась активная работа тематических площадок. В ходе секции «Программа воспитания: практика, внедрение, результаты» участники и наставники детских и молодежных объединений, ученые и педагоги-практики обсудили предварительные результаты внедрения программы воспитательной работы Движения Первых с акцентом на выявление перспектив дальнейшего развития.

На заседании «Эффективные практики и перспективы развития коллективных участников Движения Первых» внимание представителей детских и молодежных объединений, общественных организаций, а также студентов и аспирантов было сконцентрировано на специфике и практике работы по реализации программы воспитательной работы Движения Первых.

Дискуссионная площадка «Научно-методическое обеспечение деятельности детских и молодежных движений: вызовы, результаты, перспективы» позволила провести экспертную сессию, посвященную работе Движения Первых. К обсуждению были привлечены представители образовательных организаций, детских и молодежных объединений, ученые и педагоги.

Участники Молодежной секции «Воспитательный результат в Движении Первых» – представители детских и молодежных объединений, студенты и аспиранты – поделились опытом работы наставника с первичным отделением.

Тезисы экспертов, выступавших на секциях, войдут в итоговый сборник, индексируемый РИНЦ.

Результаты проведения конференции обсудили на итоговом пленарном заседании, прошедшем под председательством вице-президента РАО Виктора Басюка и заместителя Председателя правления Движения Первых Сони Погосян. В завершении мероприятия принята резолюция, в которой определены перспективы развития воспитания в детском и молодежном движении, в числе которых векторы на развитие наставничества, совершенствование обмена практиками воспитания и дальнейшее научно-методическое сопровождение воспитания в детском и молодежном движении.

 

Информация предоставлена пресс-службой РАО

Автор фото: Е. Либрик / "Научная Россия"