Никакая, даже самая совершенная аппаратура не может точно передать увиденное в космосе.
А.А. Леонов

Экспериментальный полет «Союз ― Аполлон» (1975). А.А. Леонов показывает командиру «Аполлона» Томасу Стаффорду его портрет, выполненный карандашом. Фото: Space Frontiers / Getty Images

Фото: Space Frontiers / Getty Images

Сегодня исполняется 90 лет со дня рождения Алексея Архиповича Леонова ― космонавта, летчика-испытателя, первого в мире человека, вышедшего за пределы корабля в открытый космос, основателя советской школы подготовки космонавтов и руководителя советской лунной программы, командира «Союза-19» (советской половины миссии «Союз ― Аполлон»). Большой страстью и еще одной профессией Алексея Архиповича Леонова было изобразительное искусство. А.А. Леонов стал первым в мире художником, который побывал в космосе и показал миру не только на видеокадрах, снятых на камеру, но и на своих рисунках и картинах, как выглядит космическое пространство. Поговорим о художественном творчестве легендарного космонавта.

Отправляясь в свой первый полет, А.А. Леонов взял на борт блокнот для эскизов и набор цветных карандашей, чтобы делать зарисовки в пути. 18 марта 1965 г. космический путешественник вышел в невесомость за пределы шлюзовой камеры  корабля, которым управлял командир судна П.И. Беляев.

Первого космического «пешехода» удивили цвета, столь непохожие на земные, глубочайшее спокойствие окружающего пространства и ослепляющее всепроникающее Солнце, свет которого был во много раз ярче, чем на нашей планете.

В лучах Солнца корпус корабля «Восход-2», казавшийся очень хрупким, сиял «червонно-золотым» отливом. На протяжении последующих лет А.А. Леонов пытался передать этот оттенок на своих картинах, но изобразить цвет в точности таким, каким он предстал перед глазами художника в тот день, по словам самого А.А. Леонова, так и не удалось.

Спустя десять лет, в 1975 г. состоялся еще один беспрецедентный научный эксперимент: знаменитое «рукопожатие на орбите». Советские космонавты и астронавты из США в буквальном смысле пожали друг другу руки в космосе в ходе совместного полета кораблей «Союз-19» и «Аполлон». Во время общих тренировок А.А. Леонов рисовал портреты своих американских коллег, чтобы потом им их подарить.

«О дивный новый мир, в котором есть такие люди. Добро пожаловать на “Союз” ― прилетайте еще», ― гласила надпись на портретах.

Шуточный рисунок А.А. Леонова под названием «Где они, эти русские?» (3.07.1975). Фото: NASA

Члены экипажа «Союз ― Аполлон», ставшие легендами, впервые опробовали технологию стыковки, которая с некоторыми усовершенствованиями используется космонавтами по сей день, провели важные астрономические, биологические и кристаллографические эксперименты в космосе. Но вернемся к творчеству. В воспоминаниях А.А. Леонова, записанных его дочерью Оксаной, есть подробное описание того, каким космическое пространство впервые предстало перед глазами космонавта и художника:

«Когда смотришь на фотографии сверхновых взрывов, “схлопывания”, галактик, снятые телескопом “Хаббл”, ― вот это хаос, и это страшно. А я увидел, когда вышел в космос, полную цветовую гармонию. По цветам я четко разделил все на колеры Рокуэлла Кента и Николая Рериха. Когда двигаешься с Солнца на ночь, то есть переходишь со света в тень, ― это Кент, а в обратную сторону ― Рерих и его гималайский цикл».

Примечательно, что космические рисунки А.А. Леонова выполнены на основе замеров приборов, которые он изобрел сам; по его словам, достоверность цветов в этих работах составляет порядка 70–75% и такая точность изображения космоса недоступна фотоаппарату. Художник подчеркивал, что «никакая, даже самая совершенная аппаратура не может точно передать увиденное в космосе; только человеческий глаз и кисть художника способны донести до людей красоту нашей Земли, открывающуюся с космической высоты».

Первый выход в открытый космос на картине А.А. Леонова. Фото: Science Museum

Репертуар Леонова-художника был разнообразен. Он не только рисовал космос и коллег по цеху, но и писал иконы, портреты исторических персонажей, пейзажи, животных, морские корабли. За свою жизнь космонавт повстречался со многими известными личностями: главами различных государств, художниками, среди которых, например, Пабло Пикассо. Одна из встреч со знаменитым космологом и астрофизиком Стивеном Хокингом закончилась созданием его портрета. Когда-то портрет украшал кабинет знаменитого британского ученого; сегодня копию этого рисунка можно также увидеть на медали за популяризацию науки им. Стивена Хокинга.

Картины А.А. Леонова выставлялись в разных городах России (в том числе в московской Государственной Третьяковской галерее), в Австрии, Германии, Сербии, США, Франции и других странах. В последние годы он старался уделять максимум своего времени живописи: вместо космоса на картинах все чаще появлялась природа, земные пейзажи. В центре Москвы на улице Рылеева находилась художественная мастерская А.А. Леонова, где художник проводил за работой долгие часы. За свою жизнь Алексей Архипович Леонов написал более 200 картин.

Алексей Леонов и Дэвид Скотт. Две стороны Луны. Космическая гонка времен холодной войны. М.: Бомбора, 2024.

Алексей Леонов. Время первых. Судьба моя я сам. М.: АСТ, 2020.

Apollo-Soyuz Test Project. NASA