Юрий Гагарин, источник: Российская государственная детская библиотека.Космическое фото с телескопа Хаббл,  источник: vsthemes.org

Юрий Гагарин, источник: Российская государственная детская библиотека.

Космическое фото с телескопа Хаббл,  источник: vsthemes.org

Взгляды человека не одно столетие были устремлены в космос. Многие фантасты писали о том, как выглядит наша галактика за пределами планеты Земля, мальчишки и девчонки, зачитываясь книгами о покорении внеземных высот, даже и представить не могли, что эти "сказки" когда-то станут былью. 12 апреля 1961 г. впервые в мире человек облетел Землю по орбите.

Этому событию предшествовала мощнейшая подготовка. Чтобы отправить первого человека в космос, нужно было до малейших мелочей быть уверенными в исправности техники, найти физически сильного человека, который будет уверенно действовать в любых непредвиденных ситуациях. Главный конструктор Особого конструкторского бюро № 1 Госкомитета Совета Министров СССР по оборонной технике Сергей Королев считал, что первым лететь в космос должен профессиональный военный летчик. Первого космонавта выбирали по нескольким критериям, в том числе: будущий космонавт должен иметь превосходное здоровье, быть возрастом около 30 лет, ростом не выше 170 см и весом до 68-70 кг. В соответствии с критериями отобрали шесть претендентов на полёт. Всех их 25 января 1961 г. главнокомандующий Военно-воздушных сил СССР приказал зачислить на должности космонавтов. Командиром отряда назначили Юрия Гагарина, позднее именно ему выпала честь стать первым космонавтом. Его дублёром назначили Германа Титова.

"Цель полёта – проверить возможность пребывания человека в космосе на специально оборудованном корабле, проверить оборудование корабля в полёте, проверить связь корабля с Землёй, убедиться в надёжности приземления корабля и космонавта", – подчёркивалось в задании, подписанном Сергеем Королёвым.

Уже через несколько месяцев подготовки, 12 апреля 1961 г., Юрий Гагарин на борту космического корабля "Восток-1" с космодрома Байконур в 09:07 по Московскому времени отправился в космос. Полёт продлился 108 минут. На орбите Юрий Гагарин провёл простейшие эксперименты: пил, ел, делал записи карандашом. Во время полёта он поддерживал связь с Землёй, рассказывал, что видит из иллюминатора, каково его самочувствие, работает ли техника.

В своём первом интервью Юрий Гагарин делился, что звёзды проносились мимо него так быстро, что их невозможно было определить. «Звёзды мелькали в иллюминаторе, как светлячки», – вспоминал он. Когда пропадали облака, первый космонавт мог разглядеть большие реки, леса, горы, континенты и крупные города. По его воспоминаниям, Африка вполне похожа на ту, что мы видим на глобусе, а Земля, при отдалении космического корабля, действительно приобретает форму шара.

Юрий Гагарин. Фото: РИА Новости / Юрий Абрамочкин. Источник: Известия

После облёта земного шара, в соответствии с заданной программой, корабль Юрия Гагарина приступил к спуску. При снижении Юрий Гагарин пережил большие физические и психологические нагрузки: беспорядочные кувырки корабля со скоростью 1 оборот в секунду, потрескивание кабины, так как при снижении температура за бортом достигает более 1000°C, несвоевременную подачу воздуха в скафандр, потому что при катапультировании не сразу открылся необходимый клапан, дополнительный парашют не раскрылся, а просто вывалился, но, к счастью, поток воздуха его наполнил. К тому же, Юрий Гагарин чуть не приземлился в реку Волгу, но ему помогли предполётная подготовка и умение корректировать траекторию полёта при помощи строп парашюта. В итоге он приземлился недалеко от села Смеловка в Саратовской области, но не там, где предполагалось, поэтому первыми, кто его встретил, были жена местного лесника и её шестилетняя внучка. Вскоре на место прибыли военные, уже из части Юрий Гагарин по телефону отрапортовал о выполнении задачи, хорошем самочувствии и отсутствии ушибов и переломов.

За полёт Юрию Гагарину присвоили звание Героя Советского Союза. Первый космонавт получил известность во всём мире. По приглашениям зарубежных правительств и общественных организаций он посетил около 30 стран, много поездок у него было и внутри страны.

Менее чем через месяц, 5 мая 1961 г., в космос полетел американец Алан Шепард, продолжились полёты в космос и в Советском Союзе. Со времени первых полётов в космос многое изменилось: длительность пребывания людей в космосе значительно увеличилась – теперь космонавты находятся в космосе не только минуты и часы, но и месяцы, посетить космос стало возможным не только людям с военной подготовкой, но и другим желающим, например, киноэпипажу для съёмки фильма, при условии, что позволяет здоровье. Каждое отправление в космос – дело рискованное, заслуживает уважения, но именно Юрий Гагарин проложил путь другим космонавтам. В день первого полёта человека в космос в России и во всём мире отмечают эту памятную дату, вспоминают знаменитую гагаринскую улыбку и узнают, какие возможности перед нами открываются благодаря освоению космического пространства.

Юрий Гагарин. РИА Новости. Источник: Seldon news