Палеонтологи изучили шесть образцов окаменелостей, найденных за последние двадцать лет недалеко от Великой китайской стены, и выявили два новых вида птиц. У одного из них был подвижный костный придаток на кончике нижней челюсти, который, возможно, помогал птице выкапывать пищу. Возраст находок оценивается примерно в 120 миллионов лет, передает EurekAlert!. Результаты исследования опубликованы в Journal of Systematics and Evolution.

Новые виды назвали Meemannavis ductrix и Brevidentavis zhangi. Миманнавис назван в честь Миманн Чанг (Meemann Chang), китайского палеонтолога – первой женщины, возглавившей Институт палеонтологии и палеоантропологии позвоночных (IVPP) в Пекине. Имя Бревидентавис означает «птица с короткими зубами». Миманнавис был беззубым, а у бревидентависа были маленькие, похожие на колышки зубы, плотно прижатые друг к другу. Вместе с этими зубами обнаружилась еще одна странная особенность: небольшая кость в передней части челюсти – преддентарий, – на месте подбородка, если бы у птиц был подбородок.

Ранее ученые уже встречали преддентарий у другой доисторической птицы. Тогда они выяснили, что этот придаток был подвижен и оснащен нервами. То есть Бревидентавис не просто мог бы двигать отростком, он мог бы чувствовать через него добычу. Авторы работы предполагают, что у этих зубастых птиц были маленькие клювы с чем-то вроде подвижной «клешни» на кончике челюсти перед зубами.

«Изучение этих родственников современных птиц может в конечном итоге помочь нам понять, почему сегодняшние птицы выжили, а другие нет», – отмечают авторы работы.

[Иллюстрация: CINDY JOLI, JULIO FRANCISCO GARZA LORENZO, AND RENÉ DÁVILA RODRÍGUEZ]