В ИСЗФ СО РАН открыли новый способ наблюдения за состоянием ионосферы

Новый метод позволит обнаруживать возмущения в ионосфере, которые могут привести к сбоям радиотехнических и радиоэлектронных систем на Земле

Ученые Института солнечно-земной физики (ИСЗФ СО РАН) открыли новый способ наблюдения за состоянием ионосферы, изменения в которой отражаются на работе радиотехники и электроники. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-службу Российского научного фонда (РНФ).

"Исследователи ИСЗФ СО РАН (Иркутск) разработали алгоритм, позволяющий на основе данных навигационных спутниковых систем следить за состоянием ионосферы Земли в различных регионах. Работа ученых позволит обнаруживать возмущения в ионосфере, которые могут привести к сбоям радиотехнических и радиоэлектронных систем на Земле", - говорится в сообщении.

Ионосфера является частью атмосферы Земли. Кроме нейтральных молекул газов, она содержит заряженные частицы - ионы. Именно они отражают длинные волны и обеспечивают их передачу по всему земному шару. Так называемые возмущения, которыми называют нерегулярные изменения параметров ионосферы (концентрация электронов, ионный состав, температура), - частая причина проблем работы систем связи.

Использование данных спутников GPS и ГЛОНАСС - один из способов мониторинга состояния ионосферы. Исследователи анализируют количество электронов вдоль луча, посылаемого на Землю. На основе этого показателя используются несколько индексов, имеющих ряд недостатков. Ученые ИСЗФ РАН предложили новый, более точный индекс - WTEC (индекс волновой активности полного электронного содержания).

"Мы полагаем, что новый индекс WTEC имеет большой потенциал для исследования ионосферных возмущений - от изучения отдельных событий до построения глобальных карт возмущений. На основе WTEC, который может быть рассчитан в реальном времени, можно будет также оценивать риск возникновения сбоев в радиотехнических системах", - говорит руководитель исследования, научный руководитель ИСЗФ СО РАН Гелий Жеребцов, чьи слова приводятся в сообщении. Научная работа поддержана грантом Российского научного фонда, а статья с результатами опубликована в журнале Results in Physics.

gps возмущения в ионосфере глонасс