Анализируя данные геофизических наблюдений за 50 лет, сотрудники лаборатории (обсерватории) солнечно-земной физики ИНГГ СО РАН пришли к интересным выводам.

Вариации интенсивности космических лучей и распределение числа сильных землетрясений в октябре - ноябре 2021 года. Иллюстрация предоставлена В.Л. Янчуковским и А.Ю. Белинской

По словам учёных, увеличение числа сильных землетрясений на планете происходит на фазе спада солнечной активности, когда имеет место усиление потоков заряженных частиц из высокоширотных корональных дыр. Также число сейсмических событий возрастает в минимуме солнечной активности, когда интенсивность галактических космических лучей достигает максимальных значений.

Специалисты предполагают, что связь солнечной активности с сейсмичностью Земли осуществляется опосредованно. Это происходит через модуляцию галактических космических лучей и атмосферные процессы, которые провоцируют появление землетрясений в регионах, где ситуация уже была подготовлена тектонической деятельностью.

Выводы учёных подтверждают и новые данные. Так, первый мощный всплеск солнечной активности нового 25 цикла ознаменовался целой серией вспышек различного класса в конце октября – начале ноября 2021 года. Этот всплеск вызвал крупнейшую за последние годы геомагнитную бурю, возмущение в ионосфере, а также возрастание числа и магнитуды землетрясений по всему миру.

Результаты этих исследований опубликованы в журнале «Солнечно-земная физика» / Solar-Terrestrial Physics и были представлены на XXVIII Международном симпозиуме «Оптика атмосферы и океана. Физика атмосферы», который прошёл в Томске 4-8 июля 2022 года.

Источник информации и иллюстрации: пресс-служба ИНГГ СО РАН