Ученые из США и Индии нашли в штате Гуджарат на западе Индии кости самых примитивных приматов. Возраст костей оценивается в 54,4 млн лет. Это предки всех приматов, разделившихся позднее на две группы, полагают авторы работы, опубликованной в Journal of Human Evolution. Они рассказали пресс-службе Медицинской школы Университета Джона Хопкинса о сути открытия.

В угольных копях Вастан ученые нашли 25 мелких костей, принадлежащих очень примитивным приматам. Все найденные кости относятся к скелету ниже шеи. Несмотря на более поздние датировки, кости значительнее примитивнее, чем самые старые из известных окаменелости приматов, найденные в Таиланде в отложениях начала эоцена, возрастом почти 56 млн лет. Также найденные кости примитивнее, чем скелет примата Archicebus, найденный в Китае и датированный возрастом 55 млн лет.

Анализ находки говорит о том, что гуджаратские приматы — близкие потомки общего предка приматов, который дал начало адапоидам и омомиидам, найденным на северных континентах, и принадлежащим самым примитивным членам подотрядов Strepsirrhini и Haplorhini. От первых произошли современные лемуры, лори и галаговые, а от вторых — догопяты, низшие и высшие приматы. Проблема в том, что возраст гуджаратских костей приходится на тот период, когда Индия, будучи изолированным материком, двигалась к южной Азии.

«Это самые хорошо сохранившиеся кости, которые нам известны для первых пяти миллионов лет эволюции приматов, но мы пока не можем сказать, когда и откуда эти приматы появились в Индии. Они довольно похожи на ранних приматов, найденных на северных континентах. Это говорит, что между обеими территориями была миграция, но в каком направлении неясно», —  сказал Кеннет Роуз (Kenneth Rose), заслуженный профессор в Центре функциональной анатомии и эволюции Медицинской школы Университета Джона Хопкинса.

Есть несколько объяснений новой находке, но пока все, что ученые могут сказать с достоверностью — это что маленькие приматы оккупировали экваториальную Индию до ее столкновения с Азией.

Несмотря на неполные скелеты, ученые много узнали об этих существах. Они весили где-то 150-300 грамм и лазили по высоким деревьям. Однако были менее специализированы, чем современные лемуры или медленно лазающие лори. Их конечности и суставы свидетельствуют о более обобщенном типе лазания, чем у современных мышиных и крысиных лемуров.

Ученые не уверены, к какой кладе (монофилетической группе) отнести некоторые из найденных костей, поскольку их анатомия очень примитивная. Но несколько костей содержат зачатки признаков, которые позже попали в разные клады. К примеру, глубокие канавки, где кости бедра связаны с коленями, помогающие животным прыгать. Роуз полагает, что, возможно, именно различия в движениях задних конечностей привели к разделению приматов на две клады.

Маленький размер гуджаратских приматов тоже, вероятно, представляет собой примитивный признак. Ведь последующие приматы увеличивались в размерах.

«По совокупности данных мы полагаем наиболее вероятный сценарий таким. Более примитивные приматы мигрировали в регион нынешней Индии и сохраняли свой примитивный обобщенный скелет. В то время как их сородичи на северных континентах продолжали эволюционировать. Надеюсь, что находки целого скелета помогут прояснить этот вопрос», — сказал Роуз.