Правительство федеральной германской земли Гессен на этой неделе объявило о выделении 17,6 млн евро на секвенирование (расшифровку геномов) малоизученных видов. Это первая часть семилетнего гранта, в рамках которого планируется полностью расшифровать последовательности ДНК примерно 700 живых организмов, и частично — еще тысяч их видов. Об это сообщает Science.

На грант в январе 2018 года будет создан LOEWE-Zentrum für Translationale Biodiversitätsgenomik (Транснациональный центр исследований в области геномики биоразнообразия). Инициаторами его создания выступили генетики Аксель Янке (Axel Janke), Маркус Пфеннингер (Markus Pfenninger) и Штеффен Паульс (Steffen Pauls) из Исследовательского института Сенкенберга при Франкфуртском музее естественной истории. Помимо указанного музея, со-основателями нового научного центра выступят Франкфуртский университет им. Гете, Гисенский университет имени Юстуса Либиха и Фраунхоферский институт молекулярной биологии и прикладной экологии.

Основная идея проекта, по словам Янке — «создать базовую возможность для того, чтобы геномика стала возможной и доступной для тех [научных] групп, которые пока не имеют к ней доступа». Работы будут вестись скоординированно и в сотрудничестве разных научных институтов, а полученными результатами смогут пользоваться и другие ученые.

Янке с коллегами сейчас занимаются редактированием и утверждением списка видов живых организмов для секвенирования их ДНК. Немецкие генетики, заинтересованные в участии в проекте, стараются сделать так, чтобы в этот список попало как можно больше мало изученных до сих пор, но интересных видов, в том числе небольших по размеру морских организмов.

«По моему мнению, бросить больше ресурсов геномики на изучение беспозвоночных и не-модельных организмов стоило уже давно, — прокомментировала эволюционный биолог из Международного университета Флориды Хизер Брекен-Гриссом (Heather Bracken-Grissom). — Это существенно приумножило бы наши знания об этих недостаточно изученных до сих пор группах [живых организмов]».

«Немецкие ученые собираются сделать большой шаг вперед в понимании генетических основ жизни», — считает Джон Кресс (W. John Kress) из Смитсоновского института в Вашингтоне, один из основателей проекта Earth BioGenome Project, ставящего своей целью расшифровку последовательностей ДНК большинства живых организмов на планете.

Напомним, первый геном моллюска — а именно, устрицы — был расшифрован в 2012 году. А в 2015 году международный коллектив ученых полностью расшифровал геном шерстистого мамонта — после чего перспектива его клонирования стала ближе.