Астрономы опровергли информацию о том, что в системе HR 6819, которая удалена от нас на 1000 световых лет, есть черная дыра. Оказалось, что эта система состоит из двух звезд, одна из которых «пожирает» другую, сообщает пресс-служба ESO. Новые результаты представлены в журнале Astronomy and Astrophysics.

О том, что в системе HR 6819 есть черная дыра, команда Европейской Южной обсерватории (ESO) сообщила в 2020 году. Однако некоторые исследователи поставили под сомнение это открытие. Тем не менее, было точно ясно, что в системе HR 6819 два источника излучения. Вопрос был только в том, насколько сильно эти источники удалены друг от друга. Если их бы орбиты были расположены далеко друг от друга, это соответствовало бы сценарию с черной дырой.

Чтобы точно определиться со сценарием, астрономы воспользовались приемником GRAVITY на Очень Большом телескопе-интерферометре ESO (VLTI), а также спектрометром MUSE на VLT.

«Наблюдения на MUSE подтвердили отсутствие яркого компаньона на широкой орбите, а высокое пространственное разрешение приемника GRAVITY позволило зарегистрировать два ярких источника, разделенных всего одной третью расстояния между Землей и Солнцем, – говорит исследовательница из Католического университета в Лёвене (Бельгия) Абигайль Фрост (Abigail Frost), руководившая новым исследованием. – Эти данные и оказались последним элементом мозаики, позволив нам заключить, что HR 6819 – двойная система без черной дыры».

Ученые наблюдали за этой двойной системой вскоре после того, как одна из звезд «поглотила» атмосферу звезды-компаньона. Из-за того, что звезда-донор потеряла часть своего вещества, «звезда-вампир» стала вращаться быстрее.

[Фото: ESO/L. CALÇADA]