Палеонтологи обнаружили сердце возрастом 380 миллионов лет — самое древнее из когда-либо найденных. Оно принадлежит древней челюстной рыбе и раскрывает новые детали эволюции, сообщает Университет Кертин (Австралия). Подробно о находке рассказано в журнале Science.

Окаменелости были собраны в Западной Австралии – в формации Гого, которая изначально была большим рифом. Помимо сердца, останки включают в себя окаменелые желудок, кишечник и печень. Все эти органы принадлежат представителю отряда артродиры — вымершего класса панцирных рыб, которые процветали в девонский период (419,2 миллиона лет назад – 358,9 миллиона лет назад).

Ученые впервые представили ​​3D-модель сложного S-образного сердца артродира, состоящее из двух камер. Причем меньшая камера находится сверху. Эти черты уже были развиты у таких ранних позвоночных и прокладывают уникальный мост к тому, как начала меняться область головы и шеи, чтобы приспособиться к челюстям.

«Впервые мы можем увидеть все органы вместе у примитивной челюстной рыбы, и мы были особенно удивлены, узнав, что они не так уж сильно отличались от нас», — сказала профессор Кейт Тринаджстик (Kate Trinajstic) из Университета Кертин и Западно-австралийского музея.

Печень артродира, тем не менее, больше похожа на печень современной акулы: она была такой же крупной и позволяла рыбе оставаться на плаву. У некоторых современных костистых рыб – например, двоякодышащих – легкие развились из плавательных пузырей, но ученые не обнаружили признаков легких ни у одной из исследованных вымерших панцирных рыб. Это позволяет предположить, что такие рыбы эволюционировали независимо от костистых рыб на более ранней стадии, отмечают авторы работы.

Объемную модель органов ученые смогли получить с помощью пучков нейтронов и синхротронного рентгеновского излучения. Так исследователи отсканировали образцы, которые «замурованы» в известняке, и построили трехмерные изображения мягких тканей внутри них на основе различной плотности минералов, отложенных бактериями, и окружающей породы.

[Фото: YASMINE PHILLIPS, CURTIN UNIVERSITY]