«Тепловая волна» достигает 700 градусов по Цельсию и простирается на 130 тысяч километров (примерно 10 диаметров Земли) в атмосфере Юпитера. Об этом сообщили представители Японского агентства аэрокосмических исследований (JAXA) на Европланетном научном конгрессе (EPSC) 2022.

Орбита Юпитера удалена от Солнца на миллионы километров –– и поэтому планета-гигант получает около 4% того количества солнечного света, что получает наша планета. Теоретически в верхней атмосфере должно быть холодно, не выше -70 градусов по Цельсию. Но вместо этого она нагревается до температуры более 400 градусов.

Такую особенность могут объяснить полярные сияния, считают ученые. Как и на Земле, на Юпитере появляются полярные сияния вокруг полюсов из-за воздействия солнечного ветра. Однако в то время как полярные сияния на Земле возникают только при интенсивной солнечной активности, полярные сияния на Юпитере постоянны и имеют переменную интенсивность. Мощные полярные сияния на могут нагревать область вокруг полюсов до более чем 700 градусов по Цельсию, а глобальные ветры могут перераспределять тепло по всей планете.

В этом исследовании ученые обнаружили «тепловую волну» прямо под северным полярным сиянием и обнаружили, что она движется к экватору со скоростью несколько тысяч километров в час. Вероятно, она была вызвана импульсом усиленной плазмы солнечного ветра, столкнувшейся с магнитным полем Юпитера, что усилило полярное сияние и заставило горячие газы расшириться и «выплеснуться» к экватору.

[Фото: HUBBLE / NASA / ESA / A. SIMON (NASA GSFC) / J. SCHMIDT. CREDIT: JAMES O’DONOGHUE]