Сотрудникам проекта Reproducibility Project: Cancer Biology удалось воспроизвести почти все эксперименты из двух недавних ключевых исследований по раку. Это хорошая новость: ранее результаты проверок проектом других важных статей в области онкологии были куда менее обнадеживающими. Статьи об этом, опубликованные в онлайн-журнале eLife, пересказывает сайт журнала Science.

Во-первых, независимая лаборатория подтвердила результаты из статьи, опубликованной в 2010 г. в журнале Cancer Cell учеными из Слоуновского центра онкологических исследований в Нью-Йорке. В той публикации говорилось о том, что гены IDH1 и IDH2, найденные в некоторых случаях у больных лейкемией и раком мозга, побуждают их клетки продуцировать метаболит, подавляющий рост опухоли. Повторные эксперименты, проведенные по образцу, описанному в статье, подтвердили, что это действительно так.

Во-вторых, более противоречивые, но все же не полностью негативные результаты дала проверка другой статьи, вышедшей в 2011 г. в журнале Nature. В ней говорилось, что соединение I-BET151 (BET-ингибитор), которое контролирует активацию генов, способно останавливать развитие некоторых типов лейкемии. Авторы статьи утверждали, что I-BET151 убивает в лабораторных условиях пораженные лейкемией клетки человека и уменьшает их количество в крови зараженных лейкемией мышей. Независимая проверка в целом подтвердила достоверность первой части эксперимента, но вот со второй вышла загвоздка: больные лейкемией лабораторные мыши при таком лечении не стали жить дольше, как уверяли авторы исходной статьи.

Впрочем, в проверочном эксперименте применялась меньшая доза I-BET151, чем в оригинальном, и, возможно, дело в этом. «Думаю, мы должны относиться к результатам этой проверки осторожно и не делать поспешных выводов из отсутствия статистически важных различий в выживаемости [мышей]», — прокомментировала молекулярный биолог из Гарварда Карен Адельман (Karen Adelman), редактор журнала eLife.

Как бы то ни было, это уже гораздо лучше, чем обнародованные в январе результаты проверок проектом Reproducibility Project: Cancer Biology предыдущей серии ключевых научных статьей, посвященных раку. Напомним, тогда удалось воспроизвести результаты только двух их пяти таких статей.

Reproducibility Project: Cancer Biology был запущен в 2013 г. с целью проверки достоверности 50 ключевых работ в области онкологии, опубликованных в таких журналах, как Nature, Science и Cell. Проект был запущен после сообщений от двух фармацевтических компаний о том, что им не удалось воспроизвести у себя в лабораториях результаты почти 89% научных работ, посвященных раку.

Сотрудники проекта называют одной из главных проблем в воспроизведении результатов то, что в оригинальных статьях зачастую недостаточно четко прописана методика проводившихся экспериментов.

Среди самих онкологов мнения по поводу Reproducibility Project: Cancer Biology разделились. В то время, как одни высоко оценивают важность проводимой проектом работы, другие опасаются дискредитации результатов своих исследований.