Группа ученых из Корнелльского университета (США), проанализировали данные, которые прислал изучивший спутник Сатурна автоматический исследовательский зонд Cassini, и создали беспрецедентно подробную топографическую карту поверхности Титана. Изучение этой карты показало, что средний уровень углеводородных морей и озер на этом небесном теле близок к уровню моря на Земле. Свои результаты исследователи изложили в статье, опубликованной в журнале Geophysical Research Letters и коротко изложенной на сайте Space.com.

В результате того же исследования на Титане были найдены горы высотой до 700 метров. Кроме того, выяснилось, что этот спутник имеет более сплюснутую форму, чем считалось до сих пор — или, иными словами, что толщина его коры более вариабельна.

Вторая статья, опубликованная учеными из Корнелльского университета в том же журнале, посвящена озерам Титана. Во-первых, оказалось, что некоторые из них лежат существенно выше уровня местных морей. Здесь опять же можно провести аналогию с земными озерами — например, дно озера Титикака находится на высоте около 3500 м над уровнем моря. Во-вторых, ученые установили, что озера, моря и реки Титана соединяются под поверхностью спутника в единую сеть.

Напомним, ранее данные зонда Cassini позволили доказать наличие сходства между атмосферами Земли и Титана. В частности, верхние слои атмосферы последнего (азотно-метановой) тоже испускают в космос фотоэлектроны, текущие вдоль силовых линий магнитного поля Сатурна. До сих пор подобное явление наблюдалось только на Земле — хотя ученые не исключают, что в будущем удастся обнаружить его также на Марсе и Венере.

[Фотография: Legeia Mare, второе по величине из известных морей Титана. NASA)