Всемирно известный скульптор, художник-монументалист, президент Российской академии художеств Зураб Константинович Церетели скончался на 92-м году жизни.
Зураб Константинович Церетели на протяжении десятилетий был неотъемлемой частью советской, грузинской и российской культуры. Скульптор и художник-монументалист, педагог и подвижник, он с юности оставался верен главному делу своей жизни — творческому созиданию.
З.К. Церетели автор более 5000 произведений живописи, графики, скульптуры и монументально-декоративного искусства, многие из которых украшают города в России, Белоруссии, США, Великобритании, Франции, Италии, Бразилии и Японии. Среди известных — Аллея правителей России и памятник Петру I в Москве, монумент «Добро побеждает Зло» перед зданием ООН в Нью-Йорке, скульптура «Рождение нового человека» в Париже. Он был главным художником во время воздвижения Мемориального комплекса на Поклонной горе и участвовал в воссоздании Храма Христа Спасителя в Москве. Возглавлял Московский музей современного искусства и Галерею искусств Зураба Церетели.
И всегда постоянный и каждодневный труд был в приоритете у художника. В последние годы он продолжал работать над скульптурной серией «История России», завершал несколько проектов, среди которых — монументальный проект «Летопись Грузии» на Тбилисском море.
«Наша профессия такая, что надо каждый день искать. Я лично так живу, и такие педагоги были у меня. Как встаю — с утра уже начинаю работать. Спортсменам же надо тренироваться каждый день? Так же и художнику — надо работать, не терять технику. Без энергии ничего не создается, а она у меня есть. Мне важно создать такое произведение, что и через сто-двести лет тебя не забудут. Это моя мудрость, можно сказать, — чтобы радовались поколения, чтобы люди знали и долго помнили тебя благодаря искусству», — отметил в своем интервью порталу «РИА Новости» З.К. Церетели.
Больше четверти века на плечах З.К. Церетели лежало руководство Российской академии художеств. За это время благодаря его усилиям академия был существенно реформирована. Был принят новый устав РАХ, в котором особо подчеркивалась ее роль в качестве высшего научно-творческого центра страны. Был расширен состав Президиума академии, усовершенствована структура ее аппарата, поднят на новый уровень процесс художественного образования, углублена научная деятельность. И дальнейшее развитие получило сотрудничество двух Российских академий — художественной и научной. Из последних ярких примеров — это совместная подготовка к празднованию 300-летия РАН, в рамках которого прошел ряд совместных заседание президиумов академий. На одном из них в докладе З.К. Церетели было подчеркнуто, что без глубинных знаний техники и технологии творчества реализация самых красивых идей невозможна. В качестве примера объединения творческого начала с научными знаниями академик привел монументальное искусство XX-XXI вв. Так, масштабные памятники, подобные Монументу Победы на Поклонной горе, обязательно проходят проверку в аэродинамической трубе Центрального аэрогидродинамического института им. проф. Н. Е. Жуковского.
«”Живопись, скульптура, архитектура, воспитание”, — и сегодня мы можем прочитать на фасаде исторического здания академии художеств в Санкт-Петербурге. И эти направления стали очень важными основополагающими в деятельности Императорской академии художеств, Академии художеств СССР, <…> Российской академии художеств, продолжающей славные традиции академии художеств как большой сложной структуры, объединяющей искусство, образование и науку», — сообщалось в докладе З.К. Церетели.
И одним из результатов совместной работы РАХ и РАН стал уникальный научно-выставочный проект «Наука и искусство — пути познания», который проходил в Галерее искусств Зураба Церетели. Портал «Научная Россия» подробно освещал это знаменательное событие.
Заслуги З.Я. Церетели отмечены многими государственными наградами. Он кавалер орденов «Дружбы народов» и «За заслуги перед отечеством» I, II и III степеней, был награжден Государственными премиями СССР и РФ.