В нашей солнечной системе есть одна обитаемая планета - Земля. Новое исследование показывает, что другие звезды могут иметь до семи планет земного типа в отсутствие газового гиганта, такого как Юпитер, - пишет eurekalert.org.

Это заключение исследования, проведенного астробиологом Университета Калифорнии Стивеном Кейном и опубликованного на этой неделе в Astronomical Journal.

Поиски жизни в космическом пространстве обычно сосредоточены на том, что ученые называют «обитаемой зоной» - областью вокруг звезды, в которой на орбитальной планете могут быть жидкие океаны - условия для жизни как мы ее знаем.

Кейн изучал близлежащую солнечную систему под названием «Траппист-1», в обитаемой зоне которой находятся три планеты земного типа.

«Это заставило меня задуматься о максимальном количестве обитаемых планет, которое может иметь звезда, и о том, почему у нашей звезды есть только одна, - сказал Кейн. - Это казалось несправедливым!»

Его команда создала модель системы, в которой они моделировали планеты различных размеров, вращающихся вокруг их звезд. Алгоритм учитывал гравитационные силы и помог проверить, как планеты взаимодействовали друг с другом в течение миллионов лет.

Ученые обнаружили, что некоторые звезды могут иметь до семи обитаемых планет, и такая звезда, как наше Солнце, потенциально может поддерживать шесть планет с жидкой водой.

«Если их будет более семи, планеты окажутся слишком близко друг к другу и дестабилизируют орбиты друг друга», - сказал Кейн.

Почему тогда наша солнечная система имеет только одну обитаемую планету, если она способна поддерживать шесть? Движение планет должно быть круговым, а не овальным или нерегулярным – это сводит к минимуму любой тесный контакт и поддерживает стабильные орбиты.

Кейн также подозревает, что Юпитер, масса которого в два с половиной раза больше массы всех других планет Солнечной системы вместе взятых, ограничивает пригодность нашей системы к существованию нескольких обитаемых планет. «Юпитер оказывает большое влияние на обитаемость нашей солнечной системы, потому что он массивен и нарушает другие орбиты», - сказал Кейн.

Известно, что только горстка звезд имеет несколько планет в своих обитаемых зонах. Продвигаясь вперед, Кейн планирует искать дополнительные звезды, окруженные планетами меньшего размера. Эти звезды станут главными целями для прямой съемки с помощью телескопов НАСА, таких как обсерватория «Живая экзопланета» Лаборатории реактивного движения.

Исследование Кейна идентифицировало одну такую ​​звезду, Beta CVn, которая находится относительно близко - на расстоянии 27 световых лет от Земли. Поскольку у нее нет планеты, подобной Юпитеру, она будет включена в качестве одной из звезд, которых нужно проверить на наличие множества обитаемых зон.

Будущие исследования также будут включать создание новых моделей, которые изучат химию атмосферы обитаемых зон планет в других звездных системах.

Подобные проекты предлагают больше, чем новые возможности в поисках жизни в космосе. Они также дают ученым понимание сил, которые могут однажды изменить жизнь на нашей планете.

«Хотя мы знаем, что Земля была пригодной для жизни на протяжении большей части своей истории, остается много вопросов относительно того, как эти благоприятные условия развивались со временем и что становилось конкретной движущей силой этих изменений, - сказал Кейн. - Измеряя свойства экзопланет, эволюционные пути которых могут быть похожи на наши, мы получаем представление о прошлом и будущем этой планеты - и о том, что мы должны сделать, чтобы обеспечить ее обитаемость».