Batrachochytrium dendrobatidis (Bd) – грибок, который привел к исчезновению некоторых видов лягушек и жаб на нескольких континентах. Он вызывает у бесхвостых земноводных смертельную кожную болезнь хитридиомикоз (chytridiomycosis).

Bd обнаружен во всем мире, но до недавнего времени было неясно, откуда возник патоген. Команда учёных из 38 научных институтов выявила, что родина грибка - Восточная Азия. Результаты опубликованы в журнале Science.

В ходе исследования группа учёных собирала образцы патогенов со всего мира. Исследователи упорядочили геномы образцов и объединили новые данные с геномами предыдущих исследований. В совокупности выборка составила 234 образца смертельного грибка. Ученые проанализировали данные и рассмотрели различия между геномами. Из образцов они идентифицировали четыре основные генетические линии грибка, три из которых были обнаружены во всем мире. Четвертая линия была найдена только в Корее – у лягушек, которые обитают в этой стране.

Результат исследований подтверждает гипотезу о том, что диапазон заболеваний земноводных значительно расширился за последние 50-120 лет. Предположительно, это связано с быстрым глобальным ростом межконтинентальной торговли. Ученые считают, что международная торговля амфибиями способствовала распространению патогена по всему миру. Они добавляют, что их работа является веским аргументом для запрета торговли земноводными из Азии из-за высокого риска, связанного с экспортом ранее неизвестных штаммов грибка из этого региона.

Группа подчеркивает угрозу еще одного патогена, опасного для земноводных, который также появился из Азии – B. salamandrivorans или BSal. Он поражает саламандр в Европе. Распространение этого патогена также связано с глобальной торговлей домашними животными-земноводными из Азии.

Ранее "Научная Россия" писала о том, что смертоносный грибок Bd впервые был обнаружен у редких видов земноводных в Индии.

[Фото: Phys.org]