Сотрудники отдела Внегалактической астрономии ГАИШ МГУ впервые обнаружили пространственную закономерность в распределении молодого звездного населения в кольцах галактик. Результаты исследования помогут лучше понять физические процессы, формирующие регулярные волны звездообразования в кольцах и рукавах галактик. Работа опубликована в журнале Astronomy and Astrophysics.

Относительный вклад различных физических процессов в пространственное и временное распределение молекулярных облаков и областей звездообразования в дисках галактик представляет собой малооисследованную тему. Хорошим тестом для изучения этого вклада является исследование пространственной закономерности распределения молодого звездного населения – звездных скоплений с возрастом меньше 100 млн лет в спиральных и кольцевых структурах галактик.

Если в спиральных рукавах галактик регулярное распределение областей звездообразования было найдено, хотя и является довольно редким явлением, то в кольцах галактик подобная регулярность ранее не наблюдалась, хотя и была теоретически предсказана.

«В данной работе пространственная закономерность в распределении молодого звездного населения в кольцах галактик была, наконец, обнаружена. Кольцо исследуемой галактики NGC 6217 расположено вблизи области коротации, там, где угловая скорость звезд (уменьшающаяся обратно пропорционально с увеличением расстояния от центра) сравнивается с угловой скоростью спиральных рукавов галактики (не зависящей от радиуса). Наличие здесь пространственной регулярности указывает на то, что наличие или отсутствие ударных волн, по-видимому, не влияет на пространственное распределение областей звездообразования в кольцах (спиральных ветвях) галактик, – рассказал ведущий научный сотрудник отдела внегалактической астрономии ГАИШ МГУ Александр Гусев, – Полученный результат уточняет наше понимание физических процессов, которые способствуют формированию регулярной волны звездообразования в кольцах и рукавах. Перспективным направлением является также использование методов математической физики, активно применяемых при исследовании временных рядов, к поиску регулярностей для пространственных распределений».

Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ и Ведущей научной школы МГУ «Физика звезд, релятивистских объектов и галактик».

Изображение. Галактика с кольцом NGC 6217. Красный цвет – области ионизированного водорода вокруг молодых звездных комплексов с возрастом моложе 10 млн. лет. Синий цвет – молодые звезды с возрастом до 100 млн. лет. Зеленый цвет – более старые звезды с возрастом несколько млрд. лет. Автор: Александр Гусев/МГУ