Палеонтологи из США и Канады во главе с Джорданом Мэллоном (Jordan Mallon) из Канадского музея естественной истории проверили все ключевые гипотезы, объясняющие странные находки остатков анкилозавров. Эти древние животные в большинстве случаев были найдены захоронеными вверх ногами. Статья исследователей опубликована в журнале Palaeogeography, Palaeoclimatology, Palaeoecology.

Авторы работы исследовали окаменелые остатки 36 анкилозавров, и выяснилось, что 26 из них были перевернуты вверх ногами. Существует несколько гипотез, объясняющих это необычное явление. Палеонтологи проверили каждую из них на реалистичность.

Не подтвердилась гипотеза, говорящая о том, что в такое положение анкилозавров обращали хищники, так как те были недостаточно ловкими, и так можно было добраться до их незащищенного броней живота. Но следы от зубов нашлись лишь на одном из 36 образцов. К тому же ученые считают, что такой серьезный «баг» не позволил бы этим животным существовать на Земле так долго — около 100 млн лет.

Согласно второй гипотезе, после смерти брюхо анкилозавра раздувалось из-за плодившихся там бактерий, и тело животного переворачивалось: считается, так происходит с современными броненосцами. Но исследователи проверили и выяснили, что это предположение о броненосцах — миф: ни одно из 174 тел сбитых машинами броненосцев, за разложением которых наблюдали ученые, не перевернулось естественным образом.

А вот третья гипотеза оказалась правдоподобной. Она объясняет ориентацию останков тем, что тела умерших животных могли оказываться в водоеме, на плаву, и легко переворачивались под собственной тяжестью. Впоследствии они оказывались на дне или на мели и заносились осадочными породами уже в таком перевернутом положении.

Эту версию ученые проверили на трехмерных компьютерных моделях плавучести тел двух основных разновидностей анкилозавров (анкилозаврид и нодозаврид) с учетом плотности их костей, объема легких и т.п. Оказалось, что волна могла действительно с легкостью перевернуть тело животного.