0 комментариев 443

Ученые выяснили, как образуются канцерогены сварочного дыма

Ученые исследовали наночастицы дыма от различных сварочных электродов. Оказалось, что наличие фторидов натрия в электродах влияет на образование большого количества хрома и марганца, что губительно для клеток бронхов

Доказать токсичность и опасность для человека элементов сварочного дыма удалось международному научному коллективу из России, Белоруссии, Канады и Швеции. Ученые исследовали наночастицы дыма от различных сварочных электродов и их влияние на живые клетки. Оказалось, что наличие фторидов натрия в электродах влияет на образование большого количества хрома и марганца, что губительно для клеток бронхов. Результаты работы опубликованы в научном журнале Journal of Hazardous Materials. https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0304389421002363?via%3Dihub

Газовая дуговая сварка и дуговая сварка порошковой проволокой благодаря высокой производительности являются наиболее распространенными в строительстве.  При этом у технологий есть серьезный минус – они сопровождаются выбросом большого количества переносимых по воздуху субмикронных частиц. По данному параметру методы проигрывают сварке вольфрамовым электродом в инертном газе.

Сварщики без достаточного защитного оборудования подвергаются воздействию потенциально опасного сварочного дыма. Он, независимо от материала или метода сварки, был отнесен Международным агентством по изучению рака (IARC) к первой группе канцерогенности для человека. Однако пока мало изучено, какие именно вещества в составе дыма наиболее опасны для человеческого организма и то, как они образуются.

Ученые из НИТУ «МИСиС», Института общей и неорганической химии НАН Беларуси совместно со шведскими, немецкими и канадскими коллегами подробно изучили наночастицы дыма на их цитотоксичность in vitro и in vivo.

«Мы предположили, что  токсичность частиц сварочного дыма, вероятно, зависит от их химического состава и реакционной способности этих элементов, - рассказал сотрудник НИЦ «Конструкционные керамические наноматериалы» НИТУ «МИСиС» Валентин Романовский. - Наше  исследование было направлено на изучение роли натрия или его фторидов (NaF), которые намеренно добавляются в сварочные электроды с порошковой проволокой для сварки нержавеющей стали, на растворимость, генотоксичность  и цитотоксичность образующихся частиц сварочного дыма».

Ученые выяснили, что частицы сварочного дыма от проволочных электродов, содержащих фторид натрия, выделяют значительно большее количество шестивалентного хрома Cr (VI) как в щелочную среду, так и в физраствор. Именно это было связано с повышенной цитотоксичностью и генотоксичностью наночастиц для эпителиальных клеток бронхов человека при исследовании  in vitro.

При этом обнаружилось, что растворимые разновидности марганца, такие как перманганаты, способствуют растворимости хрома в частицах сварочного дыма в физиологических условиях бронхиальных клеток.

«Мы экспериментально показали значительные различия в токсичности in vitro (цитотоксичность, образование активных форм кислорода и генотоксичность), которые коррелируют с высвобожденным количеством шестивалентного хрома и марганца из частиц дыма от сварки. Эти результаты согласуются с эпидемиологическими данными, показывающими повышенный риск рака легких при воздействии большого (≥  1,8 мг/м³) количества сварочного дыма и высокого (≥  1,4 мкг/м³) количества хрома в рабочей среде», - подчеркнул Валентин Романовский.

По нормам СанПиН, сварщики обязаны работать в фильтрующей маске и защитном щитке, а также в хорошо проветриваемом месте, чтобы избежать риска онкозаболеваний.

Информация и фото предоставлены пресс-службой НИТУ «МИСиС»