Ученые ТюмГУ и их коллеги из Норвегии разработали матмодель оптимизации оленеводства

Исследователи изучали взаимодействие популяции северных оленей и их естественной кормовой базы в Лапландии

Ученые ТюмГУ, Арктического университета Норвегии и Норвежского университета наук о жизни исследовали взаимодействие популяции северных оленей и их естественной кормовой базы в Лапландии, сообщает Управление стратегических коммуникаций ТюмГУ. Научная статья, ставшая результатом совместного проекта, принята к печати журналом «Natural Resource Modeling». Исследование опирается на данные полевых наблюдений, предоставленные норвежскими экологами и экономистами, и направлено на решение социоэкономической проблемы устойчивого развития экосистемы «популяция северных оленей – растительная биомасса» на примере самой северной провинции Норвегии – Финнмарк. Учёные предлагают новую в области популяционной динамики модель. По словам постдока Института экологической и сельскохозяйственной биологии (X-BIO) ТюмГУ, PhD в области прикладной математики Евгения Бурлакова, к её достоинствам, в частности, можно отнести учёт таких реальных факторов, как сезонное изменение кормовой базы оленей (связанное не только со сменой времён года, но и с сезонной миграцией оленей), эффекты деградации этой кормовой базы, а также более реалистичное, в сравнении с известными подобными подходами, моделирование эффекта промысла оленей саамами. Следует отметить, что саамы проживают и на российской территории Лапландии. «На основе полученных результатов возможно разрабатывать рекомендации по организации промысла северных оленей в Лапландии, направленные на то, чтобы, с одной стороны, получать экономическую выгоду и поддерживать уровень жизни коренных малочисленных народов Севера, а с другой – сохранять экосистему "олени – кормовая база" в устойчивом состоянии с учетом изменений кормовой базы», – сообщил принимавший участие в исследовании со стороны ТюмГУ Е. Бурлаков.  Для наращивания реалистичности моделирования и возможностей его прикладного использования ученые планируют усложнить свою математическую модель. Это поможет также рассмотреть задачи оптимального управления соответствующей экосистемой, напрямую связанные с проблематикой устойчивого социально-экономического развития.  Использованные подходы математического моделирования позволяют применить их для научно обоснованного решения проблем устойчивого развития северных регионов России. Так, в составе межрегионального научно-образовательного центра (НОЦ) специалисты ТюмГУ в области математической биологии планируют особое внимание уделять реальным проблемам, стоящим перед ЯНАО, и работать над их решением совместно с коллегами из Научного центра изучения Арктики и зарубежными научными центрами.

Источник: www.utmn.ru