Ученые ТПУ в составе международной группы разработали лекарство для ванильной орхидеи

Препараты на основе наносеребра эффективно борются с болезнями, поражающими ванильную орхидею, и при этом малотоксичны

Препарат на наносеребре, разработанный при участии ученых Томского политехнического университета, эффективен в борьбе с болезнями ванильной орхидеи и при этом малотоксичен, сообщает пресс-служба ТПУ. Результаты соответствующего исследования опубликованы в журнале Nanomaterials. О работе над этим проектом профессор Исследовательской школы химических и биомедицинских технологий ТПУ Алексей Пестряков рассказал журналистам РИА Томск.

«Журнал Nanomaterials опубликовал статью с результатами наших исследований, которые доказывают: препараты на основе наносеребра, разработанные с участием ученых ТПУ, эффективно борются с болезнями, поражающими ванильную орхидею (растение, из которого делают ваниль). И главное — они малотоксичны», — рассказал профессор.

Он пояснил, что современные препараты зачастую токсичны: борясь с определенными болезнями, они дают побочные эффекты, которые часто не менее вредны, чем основная болезнь. Кроме того, вирусы и бактерии быстро образуют резистентные штаммы, и нужны все более «убойные» составы, чтобы с ними бороться. Средства на основе наночастиц наносеребра решают обе проблемы: серебро безвредно для растений (в терапевтических дозах), но эффективно против патогенных  микроорганизмов — приспосабливаться к нему они не умеют.

«Над препаратами на основе наночастиц серебра работает большая международная группа, состоящая из российской (томской и новосибирской) части и мексиканской (к которой примкнули испанцы, англичане). Спектр применения очень широкий: от лечения синдрома диабетической стопы у людей до борьбы с эпидемиями цитрусовых, поскольку нанометаллическое серебро универсально и имеет ярко выраженный антибактериальный и противовирусный эффект», — рассказал Алексей Пестряков.

По словам профессора, растениеводство — отдельное мощное направление в исследованиях по практическому применению «серебряных» препаратов: ими уже успешно лечат цитрусовые, сахарный тростник. Над направлением по ванильным орхидеям работает отдельная научная группа.

«Это довольно дорогое, но при этом достаточно капризное южное растение: вирус может легко уничтожить всю плантацию. Поэтому наш препарат наверняка будет востребован у сельхозпроизводителей в Мексике и Южной Америке, где нас уже хорошо знают.

Теперь, после публикации итогов исследования, наша разработка может применяться официально», — заключил профессор Пестряков.

ванильная орхидея наносеребро