Ученые ТГУ: в Арктике могут расти овощи

Суммарное количество солнечной радиации в июне и июле на Крайнем Севере немногим меньше, чем в расположенной далеко к югу степной зоне

Сотрудники центра «БиоКлимЛэнд» изучают экосистемы хасыреев – котловин бывших озер, опустевших из-за таяния вечной мерзлоты и термоэрозии берегов. В донных отложениях хасыреев накоплено большое количество минеральных веществ, питающих растения. Вскоре после осушения озер на их месте происходит настоящая «вспышка жизни» – в тундре и лесотундре появляются «оазисы» с кустарниково-луговой растительностью. Изучив причины и механизмы этих «вспышек жизни», можно искусственно создавать условия для успешного выращивания овощей и кормовых культур в сибирской Арктике.

«Потенциал северных экосистем очень сильно недооценен, – говорит ведущий научный сотрудник центра «БиоКлимЛэнд» Томского государственного университета Сергей Лойко. – Считается, что главной причиной низкой продуктивности служит неблагоприятный климат. На самом деле суммарное количество солнечной радиации в июне и июле на Крайнем Севере немногим меньше, чем в расположенной далеко к югу степной зоне, но в условиях мерзлоты и присутствия арктических воздушных масс большое количество солнечной энергии тратится на таяние мерзлоты».

По мнению ученых ТГУ, главная агрономическая проблема районов Крайнего Севера заключается в неспособности почв удерживать полезные вещества. Происходит это из-за высокой увлажненности климата и быстрого вымывания макро- и микроэлементов, которые выносятся в реки. В такой ситуации выходом может стать копирование природных механизмов накапливания и удержания полезных элементов в почве.

Перенять природный опыт помогут исследования хасыреев, которые ученые центра «БиоКлимЛэнд» ТГУ проводят в рамках мегагранта «Биогеохимические циклы арктических болотно-озерных ландшафтов Западной Сибири как индикатор климатических изменений глобального масштаба и основа для рационального природопользования региона» под руководством Олега Покровского.

«Изучение хасыреев Ямало-Ненецкого автономного округа помогает оценить потенциал северных биологических систем, – говорит Сергей Лойко. – Сейчас мы пытаемся выявить факторы, способствующие высокой продуктивности хасыреев и понять, с какой скоростью она снижается во времени».

арктика хасыреи экосистемы