Сотрудники Томского филиала Института нефтегазовой геологии и геофизики им. А.А. Трофимука СО РАН провели масштабные исследования воды в Индии и Китае. Эти изыскания ученые ведут в рамках проекта БРИКС «Экологическая геохимия и очистка от органического загрязнения на примере водных систем Китая, Индии и России», поддержанного РФФИ в Томском политехническом университете.

От ТФ ИНГГ СО РАН в работе участвуют директор филиала доктор геолого-минералогических наук Олеся Евгеньевна Лепокурова и старший научный сотрудник лаборатории гидрогеохимии и геоэкологии кандидат геолого-минералогических наук Ирина Сергеевна Иванова.

В чем особенности проекта?

Проект БРИКС объединил сотрудников Томского филиала ИНГГ СО РАН, Томского политехнического университета, Национального технологического института города Дургапур (Индия) и Восточно-Китайского технологического университета (Китай).

Ученые трех стран вместе исследуют геохимические особенности формирования химического состава природных вод и специфику их загрязнения в различных ландшафтно-климатических условиях.

Специалисты утверждают: полученные данные будут использованы при разработке методов предупреждения и очистки природных вод от основных загрязнителей, включая органические вещества.

Международная команда ученых готовится взять пробы воды

Где именно работали ученые?

В ходе полевых работ ученые ИНГГ СО РАН совместно с иностранными коллегами побывали в густонаселенных промышленных районах, для которых загрязнение воды является серьезной проблемой.

В Индии томские специалисты вели изыскания в городе Дургапур (штат Западная Бенгалия). Сотрудники Института отобрали пробы из реки Дамодар и ее притоков – в том числе, из тех, в которые сбрасывают сточные воды. Также ученые взяли образцы подземных вод.

В Китае исследователи работали в городе Нанчань (провинция Цзянси). Они отобрали природные воды водосборного бассейна озера Поянху – в том числе, и из подземных источников.

– Изучение химического состава природных вод поможет установить ключевые элементы-загрязнители, их основные формы миграции, а также условия их накопления в водах и основные источники вредных веществ, – говорит Ирина Иванова.

Экологическая ситуация на многих водных артериях Китая неудовлетворительная

Результаты и перспективы

В ближайшее время ученые ТФ ИНГГ СО РАН будут подробно исследовать отобранные пробы, но некоторые данные о химическом составе поверхностных и подземных вод удалось получить уже сейчас. Так, большая часть загрязняющих веществ оседает в донных отложениях водотоков, которые принимают стоки промышленных предприятий.

Основными загрязняющими веществами в Дамодаре и Поянху являются органические соединения, алюминий, фтор, аммоний, железо и марганец. По словам Ирины Ивановой, все это свидетельствует о неудовлетворительном качестве воды.

В 2020-м году в рамках проекта БРИКС ученые ТФ ИНГГ СО РАН планируют продолжить исследования воды в Индии и Китае, но, в первую очередь, на территории Томской области, поскольку эти изыскания имеют большую важность для здоровья людей и экологии. Летом китайские и индийские специалисты приедут в Томск для совместных экспедиционных работ.

Текст под редакцией