Ученые СибГУ разработали уникальную конструкцию радиационных экранов для космических аппаратов

Использование слоистых экранов, состоящих из нескольких материалов, позволяет значительно повысить защитные свойства при сохранении массы на прежнем уровне

Экраны для защиты космических спутников от радиации изобрели в Сибирском государственном университете имени Решетнева (СибГУ). Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-службу вуза.

На аппаратуру спутников в космосе сильно влияет ионизирующее излучение, что может привести к отказу электронных приборов. Для защиты космических аппаратов на них устанавливают экраны.

"На базе лаборатории аморфных и нанокристаллических материалов кафедры технической физики СибГУ <...> разработали уникальную конструкцию радиационных экранов для космических аппаратов. <...> Использование слоистых экранов, состоящих из нескольких материалов и расположенных в определенной последовательности, позволяет значительно повысить защитные свойства от радиации при сохранении массы на прежнем уровне", - сообщили в университете.

Как пояснил научный руководитель проекта Сергей Телегин, разработанные в СибГУ экраны не менее чем на 30% превосходят аналоги по степени защиты от ионизирующего излучения. "Материал и толщина покрытия внутренней стороны определяются спектром частиц на орбите и сроком активного существования спутника, например, может быть выполнен из аморфного магнитомягкого сплава, который еще и выполняет роль элетромагнитного экрана. Таким способом достигается многофункциональность защиты", - пояснил Телегин.

На эту конструкцию экранов года получен патент РФ. Разработки будут использованы при подготовке сверхмалого космического аппарата SibCube и последующих аппаратов класса CubeSAT, разрабатываемых в СибГУ.

ионизирующее излучение радиационный экран