Ученые РФ и США научились менять 3D-геном для подавления генов, вызывающих опухоли

Это открывает новые возможности в создании лекарств для лечения онкологических заболеваний посредством изменения работы генов

Международная группа ученых нашла способ изменить пространственную организацию генома (3D-геном) для подавления образующих рак генов. Научная работа открывает новые возможности в создании лекарств для лечения онкологических заболеваний посредством изменения работы генов, сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-службу Российского научного фонда, грантами которого на разных этапах было поддержано исследование. Результаты работы исследователей опубликованы в журнале Nature Communications.

В исследовании приняли участие специалисты МГУ имени М. В. Ломоносова, Института биоорганической химии имени академиков М. М. Шемякина и Ю. А. Овчинникова РАН, Онкологического центра Розуэлла Парка (США) и Онкологического центра Фокс Чейз (США).

"Мы использовали соединение из группы кураксинов. Оно связывается с ДНК и изменяет ее физические характеристики таким образом, что от ДНК отсоединяется один из белковых факторов, важных для поддержания пространственной организации генома. Так вызываются заметные изменения в 3D-геноме, приводящие к подавлению работы ряда генов, в первую очередь онкогенов, обеспечивающих жизнеспособность раковых клеток", - цитирует пресс-служба МГУ одного из авторов научной работы, заведующего отделом функциональной геномики Института биологии гена РАН Сергея Разина.

3D-геномика изучает расположение линейной молекулы ДНК в ядре клетки. На этом уровне работают важные механизмы, контролирующие работу генов. Авторам исследования удалось выяснить, что пространственную структуру генома можно изменить с помощью небольших соединений (кураксины), которые считаются перспективным средством против рака. Благодаря небольшой массе, эти соединения могут проникать сквозь стенки клетки и воздействовать на нее.

"Это исследование может дать определенный толчок к поиску новых низкомолекулярных соединений, меняющих пространственную организацию генома и, таким образом, воздействующих на экспрессию генов", - приводятся в сообщении слова одного из авторов статьи, заведующего лабораторией стабильности генома Института биологии гена РАН Омара Кантидзе.

3d-геном кураксины онкология