Специалисты в области исследования и охраны лесов из России, Германии, Дании и США предложили создать международный консорциум для спасения ясеней. Ясеневые леса по всему миру страдают от двух вредителей азиатского происхождения — ясеневой изумрудной узкотелой златки и фитопатогенного гриба халары. Меры по спасению ясеней в числе прочего должны опираться на поиск генов устойчивости к вредителям и селекцию устойчивых растений. Предложения ученых и предлагаемый комплекс мероприятий опубликованы в журнале Nature Ecology and Evolution.

Ясеневые леса широко распространены в Северной Америке, Европе и Юго-Восточной Азии. Начиная с 90-х годов прошлого века вредители из Азии — ясеневая златка и гриб-халара, начали поражать леса Америки и Европы. Масштабы поражений впечатляют. В США ежегодные потери от ясеневой златки по оценкам достигают одного миллиарда долларов. В Европе от гриба погибают миллионы деревьев.

До недавнего времени очаги поражения двух вредителей не пересекались. Но в последние годы ученые обнаружили, что они встретились в европейской части России и златка теперь движется на запад. По прогнозам она будет в пораженных грибом ясеневых лесах Европы через несколько лет. С другой стороны, американским лесам, где хозяйничает златка, по всей видимости, не избежать эпидемии халары.

По мнению коллектива специалистов в области лесной генетики, охраны лесов и окружающей среды ситуация принимает глобальный характер и требует неотложных мер на международном уровне. Свои предложения они опубликовали в журнале Nature Ecology and Evolution. Ученые сформировали список рекомендаций по спасению ясеней для двух областей — политики и науки.

Политические рекомендации касаются ужесточения и гармонизации мер фитосанитарного контроля, обучения и повышения осведомленности специалистов. Важную роль должны играть научно-обоснованные подходы к защите и восстановлению ясеневых лесов. Одним из главных инструментов должна стать генетика, и особенно такая ее область как геномика. В одном и том же лесу среди деревьев наблюдается высокое разнообразие по устойчивости к вредителям. Задача ученых обнаружить генетические маркеры устойчивости и разработать генетические тесты, которые позволят оперативно находить устойчивые деревья и использовать их для восстановления лесов.

«Данная проблема хорошо иллюстрирует важность совместных международных исследований. В США есть опыт борьбы со златкой, в Европе — с халарой, и лишь в России — с обоими вредителями. Только объединенными усилиями можно спасти ясени. Их исчезновение катастрофически повлияет на биоразнообразие. С ясенем европейским, например, связаны более тысячи видов, включая другие виды растений, а также грибов, насекомых, птиц и млекопитающих. При этом в разных исседовательских группах уже есть научные разработки, которые можно использовать в борьбе с пришельцами. Большую роль при этом должна сыграть геномика, позволяющая выявить генетические механизмы устойчивости и понять сложные взаимодействия в системе паразит-хозяин. Аналогичные исследования уже проводятся в СФУ и Красноярском научном центре СО РАН», — рассказывает соавтор публикации профессор Геттингенского и Техасского университетов, ведущий научный сотрудник Института общей генетики им. Н.И. Вавилова РАН, руководитель центра геномных исследований и лаборатории лесной геномики Сибирского федерального университета Константин Крутовский.

«Для борьбы с вредителями можно использовать биологические методы, — говорит другой соавтор статьи, кандидат биологических наук, заведующий лабораторией лесной зоологии Института леса им. В.Н. Сукачева ФИЦ КНЦ СО РАН (Красноярск) Юрий Баранчиков, — например, в США работает целая фабрика по выращиванию паразитоидов ясеневой златки, завезенных из восточной Азии. Ежегодно миллионы мини-ос выпускаются в очаги златки. Показано, что они очень эффективно уничтожают личинок златок, но лишь на молодых ясенях с тонкой корой. В Москве на златку переключился местный перепончатокрылый паразит — насекомое-наездник. Благодаря ему вредитель там почти исчез. Но это произошло лишь через 20 лет после появления златки. Необходимо выяснить, как можно сократить период привыкания паразитоида к новому хозяину».

Ученые уверены, что все научные предпосылки для спасения ясеневых лесов уже созданы. Не хватает координации усилий, которой и должен заняться международный консорциум, созданный под эгидой соответствующих правительственных и неправительственных организаций Северной Америки и Евразии, но с глобальным подходом и фокусом на обоих участников тандема вредителей.

На фото: слева жук ясеневой узкотелой златки во время питания на листьях ясеня. Справа побеги ясеня европейского, пораженные грибом-халарой.

[Автор фото: Юрий Баранчиков]