Кишечный патоген Clostridioides difficile питается аминокислотой под названием пролин, которую другие бактерии в кишечнике не могут переваривать. Благодаря этому C. difficile процветает в кишечнике и вызывает опасные для человека заболевания.

C. difficile – бактерия, которая при попадании в организм может провоцировать кишечные инфекционные заболевания: от спазмов живота и диареи до опасного псевдомембранозного колита, при котором воспаляется слизистая кишечника.

Заболевание возникает в том случае, если нарушена микрофлора кишечника – из-за применения антибиотиков, пониженного иммунитета, химиотерапии. Но что именно подпитывает опасную бактерию, раньше было неизвестно.

Гастроэнтерологи из Клиники Майо (США, штат Миннесота) пересадили мышам фекальную микробиоту людей с нормальной микрофролой кишечника и с нарушенной. Мыши, которые получали трансплантаты от людей со здоровыми микробиомами, смогли бороться с инфекцией, вызванной C. difficile, лучше, чем мыши, которые получали трансплантаты от людей с нарушенными микробиотами.

Исследователи обнаружили, что изменения бактериального состава в микробиоте вызвали рост числа некоторых аминокислот в кишечнике, особенно пролина. C. difficile может использовать пролин в качестве основного источника пищи, что дает ей конкурентное преимущество перед другими бактериями. У мышей, которых кормили пищей с низким содержанием этой аминокислоты, было гораздо меньше бактерий C. difficile в их кишечниках, чем у мышей, которые питались в обычном режиме.

Пробиотики, содержащие другие бактерии, питающиеся пролином, могут вытеснить C. difficile и помочь восстановить микрофролу кишечника, добавляют исследователи. Результаты их исследования опубликованы в журнале Science Translational Medicine.

[Фото: Science News]