Международная команда астрономов использовала Очень Большой телескоп ESO для исследования реликвии ранней Солнечной системы, – сообщает BBC. Богатый углеродом астероид в поясе Койпера – первый зафиксированный учеными объект, который отличается от остальных компонентов холодного региона Солнечной системы. Вероятно, он сформировался в поясе астероидов, был выброшен с орбиты на миллиарды километров и достиг своего нынешнего дома в поясе Койпера.

Пояс Койпера – это область Солнечной системы, которая расположена за Нептуном – восьмой, самой удаленной от Солнца планеты. Его можно сравнить с поясом астероидов, расположенным между Марсом и Юпитером, однако он примерно в 20 раз шире в несколько десятков или даже сотен раз массивнее. Пояс Койпера состоит из малых небесных тел, которые остались после формирования Солнечной системы. Большинство из них покрыты льдом, так как пояс находится на большом удалении от центральной звезды.

Астероид 2004 EW95 совсем не похож на остальные объекты пояса. Он обогащен углеродом, а также содержит минералы, известные как филлосиликаты – подкласс силикатов, который включает глину и тальк. Нетипичная для тел «ледяного региона» структура астероида означает, что он сформировался ближе к Солнцу и был выброшен на свою нынешнюю орбиту в первые годы Солнечной системы – возможно, мигрирующей планетой.

Открытие углеродсодержащего астероида в поясе Койпера является ключевым подтверждением динамической модели развития ранней Солнечной системы – так называемой гипотезы большого отклонения (Grand Tack hypothesis). Она предполагает, что гигантские планеты не сразу заняли свою орбиту: в ранний период развития нашей системы такие планеты, как Юпитер и Сатурн, сначала приближались к Солнцу, а затем удалялись от него.

Ученые предполагают, что в поясе Койпера находится больше объектов, которые могут быть похожи на 2004 EW95, однако сейчас получить достаточно деталей очень сложно. Возможно, это удастся сделать в будущем, благодаря миссии НАСА New Horizons, которая началась еще в 2006 году. Космический корабль, который в рамках этой миссии уже посетил Плутон, стремится к самому далекому небесному телу в поясе Койперы – MU69, который теперь известен как Ultima Thule («крайняя, очень далекая Туле»: в древних цивилизациях страна Туле считалась краем света). Планируется, что корабль достигнет самой дальней точки пояса Койпера в 2019 году.

[Фото: BBC]