У ящерицы, которая обитала в Северной Америке примерно 49 миллионов назад, дальней родственницы варанов, было четыре глаза: два обычных и два теменных, – сообщается в журнале Current Biology. Это первый подобный случай среди известных позвоночных животных, у которых есть челюсти. Ранее считалось, что четыре глаза есть только у бесчелюстных миног – самых примитивных позвоночных на Земле.

Два теменных глаза у ящерицы Saniwa ensidens, дальней родственницы варанов, обнаружили ученые из Научно-исследовательского института Сенкенберга во Франкфурте-на-Майне и Йельского университета. Они изучили окаменелости ископаемых ящериц, которые были найдены еще в 1871 году на территории американского штата Вайоминг.

Команда исследователей под руководством доктора Кристера Смита проанализировала кости двух особей одного вида и одного возраста: на верхушке черепов они заметили ямку, на месте которой мог находиться четвертый глаз. Такое открытие позволило ученым сделать вывод, что это характерная анатомическая черта для целого вида, а не особенность одной особи, и подтвердить свои гипотезы.

«С одной стороны, ученые предполагали, что в ходе эволюции третий глаз просто исчез у разных групп позвоночных – например, у млекопитающих и птиц, – и сохранился только у одних полностью наземных позвоночных – у ящериц», – говорит Кристер Смит. «С другой стороны, существовала гипотеза, что третий глаз ящерицы развился из другого органа – парапинеального [а не из пинеального, как у лягушек, например – прим. НР], который хорошо развит у миног».

Третий и четвертый глаз, обнаруженные у древней рептилии, относятся к так называемым теменным глазам – шишковидным светочувствительным органам, которые отвечают за суточные и сезонные ритмы, за терморегуляцию. Кроме того, они помогают земноводным ориентироваться в пространстве.

[Фото: ScienceDaily]