Учёные из НИУ ВШЭ и РАНХиГС апробировали русскоязычную версию «Шкалы феномена самозванца» Паулины Кланс (Сlance Imposter Phenomenon Scale). Этот инструмент был выбран для адаптации как один из самых надёжных и изученных из всех существующих на данный момент методик, измеряющих синдром самозванца.
В исследовании приняли участие почти 400 студентов вузов. Учёные получили данные, которые свидетельствуют о высокой надёжности Шкалы. Теперь методика может применяться в научных и прикладных целях, например, использоваться в процессе психологического консультирования, в сфере HR и для самодиагностики. Статья по результатам исследования и сама методика опубликованы в Психологическом журнале РАН. Работа выполнена в рамках гранта РФФИ «Перфекционизм и синдром самозванца как факторы психологического благополучия в профессиональной среде».
О синдроме самозванца из научной литературы стало известно в конце 80-х годов прошлого века. Его описала психолог Паулина Кланс (Pauline Clance) как результат систематических наблюдений во время психотерапевтических сеансов.
Для синдрома самозванца характерна внутренняя убеждённость человека в том, что его успех зависит исключительно от случайности, внешней ошибки, личного обаяния или усердной работы, но не от способностей или умений.
Авторы исследования Марина Шевелева и Татьяна Пермякова из НИУ ВШЭ, а также Дмитрий Корниенко из РАНХиГС в своей статье отмечают, что синдром самозванца чаще всего проявляется в новых для человека ситуациях, при принятии новой роли и в начале истории успеха. «Он развивается в условиях, когда люди пытаются изменить своё поведение, чтобы их положительно оценивали в новой ситуации или группе, в связи с чем данный феномен может стать препятствием вхождения в среду и успешной адаптации».
В первых работах Паулины Кланс было показано, что синдром самозванца характерен для женщин, занимающих высокие должности или имеющих высокие академические достижения. Но затем выяснилось, что он имеет гораздо более широкое распространение. «Он характерен для расовых и этнических меньшинств, профессиональных групп, где успех не поддаётся количественному исчислению, а также для тех, кто в обществе считается экспертами или специалистами благодаря возрасту или накопленным знаниям», — пишут учёные.
Таким образом, с исследовательской точки зрения, синдром самозванца можно рассматривать как фактор, препятствующий достижениям в конкретной сфере деятельности и ведущий к переживанию негативных эмоциональных состояний. «Было показано, что феномен самозванца отрицательно коррелирует с самооценкой и самовосприятием, положительно — с тревожностью и депрессией, страхом неудачи и является препятствием в развитии карьеры», — пишут авторы в обзорной части исследования.
С конца 1980-х за рубежом было опубликовано более 1200 научных работ, посвящённых синдрому самозванца. 80% этих работ появились за последние 20 лет.
Предварительный анализ учёных из НИУ ВШЭ и РАНХиГС показал, что исследований синдрома самозванца в России практически не проводилось. Есть лишь ограниченное число работ, носящих ознакомительный или описательный характер.
В исследовании приняли участие 370 студентов 1-4 курсов пермских вузов, которые оценивали утверждения, включённые в исследуемую методику, по шкале Лайкерта — от 1 — никогда, до 5 — очень часто.
Полученная Шкала феномена самозванца, состоящая из 20 вопросов, продемонстрировала высокие показатели надёжности. Авторы отмечают, что повышенные значения по Шкале связаны с низким общим самоотношением — чем сильнее выражен феномен самозванца, тем в большей степени человек:
- ориентирован на мотивацию социального одобрения;
- обладает внешним локусом контроля;
- не удовлетворён собственными возможностями;
- обладает низкой субъективной ценностью;
- сомневается в собственных качествах и в способности вызвать уважение у других;
- присутствуют ригидность Я-концепции и неверие в возможность развития себя, при этом возникает неудовлетворенность собой, приводящая к внутреннему конфликту и самообвинению.
Результаты, приводимые другими исследованиями, как отмечают авторы, также показывают, что высокие значения по Шкале феномена самозванца связаны с низкой или негативной самооценкой, низким уровнем доверия себе. Также исследование выявило взаимосвязи с чертами личности. Высокие значения Шкалы феномена самозванца связаны с интровертированностью, низкой сознательностью и самоконтролем, негативным отношением к другим и закрытостью к новому, при эмоциональной нестабильности.
«В настоящее время в России можно наблюдать ряд факторов, с большой вероятностью приводящих к возникновению синдрома самозванца», — комментирует Марина Шевелева. Во-первых, как поясняет исследовательница, всё больше женщин (а именно женщины демонстрируют высокий уровень синдрома самозванца) преуспевают в бизнесе и политике, при этом в обществе сохраняется тенденция к гендерной стереотипизации. Во-вторых, Россия является многонациональным государством. Зарубежные исследования показали, что синдром самозванца выше у расовых и этнических меньшинств. В-третьих, повысилась географическая мобильность молодёжи в связи с введением ЕГЭ, предоставляющим возможность получить высшее образование в столице и других крупных городах.
Синдром самозванца может препятствовать процессу адаптации в вузе и увеличивать риск бросить учёбу, отмечают авторы исследования.
Информация предоставлена пресс-службой НИУ ВШЭ
Источник фото: https://www.hse.ru/info/