Обнаруженные с помощью космической станции NASA «Рассвет» (Dawn), следы некогда высоких «конусов» свидетельствуют о том, что на ближайшей к Солнцу карликовой планете Церера происходили непрерывные извержения в течение миллиардов лет, сообщают исследователи в Nature Astronomy.

Когда космическая станция «Рассвет» прибыла на Цереру в 2015 году, ученые заметили только один криовулкан – «ледяной вулкан», который извергает воду вместо магмы. Эта гора высотой в четыре километра, получила название Ахуна Монс, она сформировалась не более 240 миллионов лет назад. Теперь вместо одной их – 22.

Размеры обнаруженных древних криовулканов колеблются от 16 до 86 километров в ширину и от 1,1 до 4,4 километра в высоту. Одна из обнаржуенных гор, названная Ямор Монс, похожа на Ахуну Монс по размеру и крутизне склона – она расположена вблизи северного полюса Цереры. Там достаточно холодно – температура в среднем ниже -173 ° по Цельсию – для того, чтобы ледяная скала сохранила свой первозданный вид.

По мнению ученых, «призрачные» вулканы образовались на сотни миллионов – два миллиарда лет раньше Ахуны Монс. Они также подсчитали, что вулканы должны были израсходовать в среднем 10000 кубических метров воды в год. Для сравнения: «обычные» вулканы извергают раскаленную лаву в сотни раз больше. Поэтому ледяной вулканизм кажется менее важным для истории Цереры, чем «обычный» вулканизм для других миров, – заключает команда.

Почему «ледяные вулканы» прежде не были заметны на Церере? Одна из причин заключается в том, что со временем они были стерты или изменены. Майкл Сори (Michael Sori) из Университета Аризоны приводит следующий пример: «Если вы наливаете плотную жидкость, – такую как мед – вы видите, что она постепенно растекается и разглаживается. Мы думаем, что то же самое происходит на Цересе».

(Фото: Science News)