0 комментариев 531

Ученые меняют метаболизм растений, чтобы подготовить их к засухе и жаре

Ученые изменили реакцию растений на неблагоприятные условия окружающей среды, добавив им антиоксидантные ферменты. Такие растения становятся более выносливыми и быстрее восстанавливаются при сильной жаре и засухе.

Исследователи из Австралии изменили реакцию растений на неблагоприятные условия окружающей среды, добавив им антиоксидантные ферменты. Эксперименты показали, что растения с повышенным уровнем ферментов становятся более выносливыми и быстрее восстанавливаются при сильной жаре и засухе, передает EurekAlert! со ссылкой на Университет Флиндерс. Новый метод описан в статье, опубликованной в журнале Plant Physiology.

Недавно было доказано, что растения тоже испытывают стресс – часто от внешних факторов: высокой кислотности почвы, изменения температуры окружающей среды, слишком сухого или слишком влажного климата. Стресс приводит к нарушению многих жизненно важных функций – например, тормозится процесс фотосинтеза.

Ученые из Университета Флиндерс и Университет Ла Троба (Австралия) попробовали найти для растений своеобразный «антистресс». Они сосредоточились на двух ферментах – белках-катализаторах, которые в паре (в данном случае) воздействуют на «электростанцию» клетки – митохондрию, – чтобы уменьшить окислительное повреждение в листьях, вызванное засухой или другими факторами. Исследователи экспрессировали гены, которые кодируют эти белки, и в результате получили растение с большим количеством «защитных» ферментов. Это растение оказалось способным выжить во время сильной жары и продолжительной засухе.

Свой эксперимент ученые провели с резуховидкой Таля (Arabidopsis thaliana), которую часто используют как модельное растение молекулярные биологи. Теперь планируется адаптировать новый метод под продовольственные культуры: пшеницу, ячмень, рис и нут, – благодаря чему появится больше шансов производить продукты питания и в плохие сезоны.

[Фото: FLINDERS UNIVERSITY]