Специалисты ИНГГ СО РАН провели совместные палеосейсмологические и археосейсмологические исследования с учеными ИФЗ РАН и ИАЭТ СО РАН, которые позволили выделить в пределах Горного Алтая три зоны концентрации древних и исторических землетрясений. Они связаны с Курайской зоной разломов, Катунским и Южно-Теректинским разломами.

Сейчас на прилегающих к ним территориях Горного Алтая происходят землетрясения магнитудой не более 5 баллов. Однако полученные учеными ИНГГ СО РАН данные говорят в пользу того, что с этими разломами в недалеком геологическом прошлом были связаны куда более сильные землетрясения.

О результатах работы рассказал Евгений Викторович Деев – ведущий научный сотрудник лаборатории геодинамики и палеомагнетизма ИНГГ СО РАН, д.г.-м.н.

Почему важно вести такие исследования именно на Горном Алтае?

Горообразовательные процессы в Горном Алтае начались в палеоцене (около 60 млн лет назад), а их пик пришелся на четвертичный период, который начался 2,6 млн лет назад и продолжается до сих пор.

Горный Алтай относится к территориям с повышенной степенью сейсмической опасности, которая определяется как наличием собственных, генерирующих сильные землетрясения, активных структур, так и сейсмогенерирующих разломов в смежных районах Рудного, Монгольского и Китайского Алтая.

На картах последнего варианта сейсмического районирования территории Российской Федерации в пределах юго-восточной и центральной частей Горного Алтая показаны разломы, с которыми могут быть связаны землетрясения с магнитудами 7,0–7,5. Возможная интенсивность землетрясений в этих районах оценена в 8–9 баллов. Эти предположения базируются на данных сейсмических каталогов, которые содержат информацию о землетрясениях в Горном Алтае только за последние 150 лет. Но за это время в самом Горном Алтае было зарегистрировано всего одно землетрясение с такими параметрами. Оно произошло 27 сентября 2003 г. Поэтому проектировщики и строители энергетических и иных инфраструктурных объектов требуют от сейсмологов данные о сильной сейсмической активности за последние 10-15 тыс. лет. При решении этой задачи используются методы палеосейсмологии и археосейсмологии.

Ученые провели масштабные палеосейсмологические и археосейсмологические исследования. В результате, были существенно расширены и структурированы представления о палеосейсмичности юго-восточной и центральной частей Горного Алтая.

Цветные полосы у основания Курайского хребта – выход на дневную поверхность одноименного разлома. Фото Е.В. Деева

К каким выводам пришли ученые?

Установлено, что Курайская зона разломов способна порождать землетрясения с магнитудами до 7,6, а два последних сейсмических события произошли здесь в VII-VIII вв. н.э. и около 300 лет назад.

Кроме того, ученые установили, что с южной частью Катунского разлома связана очаговая зона палеоземлетрясения возрастом моложе 12,5 тысяч лет. Его магнитуда оценена в интервале 7,2–7,6, интенсивность – в 10–11 баллов). С северной частью этого разлома связано землетрясение интенсивностью 5–6 баллов, которое произошло в период с III века до нашей эры по начало I века нашей эры. В результате землетрясения были деформированы внешние и внутренние конструкции курганов могильника Чултуков Лог-1.

В зоне Южно-Теректинского разлома сильные землетрясения произошли около 14 тыс. лет назад, и в 7–8 веках н.э. Их магнитуды превышали 7, а интенсивность достигала 9–10 баллов.

Полученные учеными ИНГГ СО РАН результаты должны быть учтены при проектировании и строительстве энергетических объектов уточнении карт сейсмического районирования территории РФ. Выявленные сейсмогенерирующие структуры расположены вдоль бурно развивающихся туристических кластеров Горного Алтая в его Майминском, Чемальском, Онгудайском, Кош-Агачском и Усть-Коксинском административных районах. Поэтому повышенную сейсмическую опасность этих зон следует держать в уме при строительстве объектов туристической инфраструктуры.

Работа выполнена при финансовой поддержке проекта РФФИ № 18-05-00389а. Результаты работ опубликованы в журналах «Физика Земли» и Quaternary Science Reviews.

Текст под редакцией Павла Красина