Объект, который был назван в честь египетского бога Апопа, удалось заметить с помощью приемника VISIR на Очень Большом Телескопе ESO, сообщается на сайте Европейской южной обсерватории. Вероятно, эта змеевидная структура – первый обнаруженный предшественник будущего гамма-всплеска.

Обнаруженная система состоит из двойной звезды и ее компаньона – одиночной звезды, которая связана со своим соседом гравитационными силами. Двойная звезда (на снимке мы ее видим как одну большую звезду) относится к типу звезд Вольфа-Райе. Ими стали некоторые наиболее массивные звёзды, жизнь которых подходила к концу. Эта стадия умирающей звезды длится очень недолго (в масштабах Вселенной) – всего несколько сотен тысяч лет. Но за это время звезды успевают выбросить в окружающее пространство огромное количество вещества в форме мощного звездного ветра, скорость которого достигает миллионов километров в час. Согласно подсчётам учёных, ветер в системе Апоп движется со скоростью 12 миллионов километров в час. Именно ветер, который окольцовывает звезды, придает системе изогнутую, змеевидную форму.

При этом пыль в системе (в наружной ее части) раскручивается очень вяло, со скоростью в шесть – а то и больше – раз медленнее, чем летит звездный ветер. Такое несоответствие возникло, видимо, из-за того, что одна из звёзд двойной системы испускает как быстрый, так и медленный поток вещества, причём движутся они в разных направлениях. Это может говорить о том, что звезда находится в стадии околокритического вращения – то есть она вращается так быстро, что почти разрывается на части. При такой скорости вращения, как правило, звезда Вольфа-Райе в к результате испытывает гравитационный коллапс и порождает длительные гамма-всплески (GRB) – почти самые мощные взрывы во Вселенной. Они могут продолжаться от нескольких тысячных секунды до нескольких часов, и при этом выделяют столько энергии, сколько Солнце выделяет за всю жизнь.

Звездную систему назвали в честь Апопа – божества из египетской мифологии. Это огромный змей, олицетворение Хаоса, мрака и зла. Согласно верованию, каждую ночь бог Солнца Ра вступает в борьбу с Апопом и выходит из этой битвы победителем.

[Фото: ESO]