Первый анализ ДНК древних людей из Юго-Восточной Азии показывает, что за последние 50 000 лет было по крайней мере три крупных волны миграции в регион, - сообщает eurekalert.org со ссылкой на журнал Science.

Исследование дополняет данные, известные из археологических, исторических и лингвистических исследований Юго-Восточной Азии - области к востоку от Индии и к югу от Китая. Особенно важная часть работы – это изучение динамики распространения древнего населения по всему миру. И здесь объединяются многочисленные исследования древней ДНК в Европе, на Ближнем Востоке, в Средней Азии, на островах Тихого океана и в Африке.

«Очень важная часть мира теперь доступна для анализа древней ДНК, - сказал Марк Липсон, докторант в лаборатории специалиста по древней ДНК Дэвида Рейха в Гарвардской медицинской школе и первый автор исследования. – Исследование открывает тайну генетического происхождения людей, которые жили в Юго-Восточной Азии в прошлом и живут сейчас».

Международная команда, возглавляемая исследователями из Гарвардской медицинской школы и Венского университета, извлекла и проанализировала ДНК из останков 18 человек, которые жили 4 100 - 1700 лет назад в тех местах, которые сейчас называются Вьетнамом, Таиландом, Мьянмой и Камбоджей.

Команда обнаружила, что первая миграция произошла около 45 000 лет назад, в результате чего люди стали охотниками-собирателями. Затем, в неолитический период, около 4 500 лет назад, был широкомасштабный приток людей из Китая, которые вводили методы ведения сельского хозяйства в Юго-Восточную Азию и смешивались с местными охотниками-собирателями.

Современные люди с такими корнями, как правило, говорят на австроазиатских языках, заставляя исследователей предполагать, чтобы фермеры, пришедшие с севера, изначально использовали австроазиатскую речь.

Исследование показало, что следующие волны миграций происходили во время бронзового века. Движения переселенцев шли из Китая и прибыли в Мьянму примерно 3000 лет назад, во Вьетнам 2000 лет назад и в Таиланд в течение последней 1000 лет. Эти передвижения породили разницу в языках – диалекты – внутри одной страны.

Идентификация трех популяций предков - охотников-собирателей, первых фермеров и мигрантов бронзового века – обнаруживает сходство с древними ДНК европейцев, но, по меньше мере, с одним существенным отличием: европейское население потеряло родовое разнообразие при смешении населения, а жители Юго-Восточной Азии, напротив, смогли сохранить широкую вариативность.

«Люди, являющиеся почти прямыми потомками каждой из трех популяций-предков, до сих пор живут в своем регионе. В Таиланде, Малайзии, на Филиппинах и Андаманских островах до сих пор проживают люди, ведущие родословную от охотников-собирателей, - сказал Рейх, профессор генетики в Гарвардской медицинской школе, соавтор исследования. - В то время как в Европе редкий человек имеет хотя бы небольшую связь с европейскими охотниками-собирателями».

Рейх выдвинул гипотезу, призванную объяснить такую разницу: в Юго-Восточную Азию фермеры прибыли относительно недавно – 4500 лет назад, по сравнению с Европой - 8 000 лет назад. То есть для полной ассимиляции и потери родового разнообразия населения в Юго-Восточной Азии еще не прошло достаточно времени.

Новые результаты дают понять, что множественные волны миграции, каждая из которых произошла во время ключевого переходного периода истории Юго-Восточной Азии, в значительной степени определили генетический состав региона.

«Это исследование показывает сложное взаимодействие между археологией, генетикой и языком, что имеет решающее значение для понимания истории народов Юго-Восточной Азии», - объяснил старший соавтор Рон Пинхаси из Венского университета.