Ученые из Великобритании описывают структуру основного белка SlpA, образующего звенья защитной «кольчуги» C.difficile, которая помогает бактерии защищаться от антибиотиков и молекул иммунной системы, сообщает пресс-служба Ньюкаслского университета. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature Communications.

Clostridioides difficile – бактерия, вызывающая диарею. Она покрыта прочной и гибкой «броней» – специальным поверхностным слоем, или S-слоем, который защищает ее от проникновения лекарств или молекул нашей иммунной системой.

Теперь команда британских исследователей определила структуру белков этой «брони» и то, как они устроены, используя методы рентгеновской и электронной кристаллографии. Как выяснилось, молекулы белка SlpA, образующего внешний слой, упакованы очень плотно, с очень узкими промежутками между «звеньями», которые позволяют очень небольшому количеству молекул проникать в клетки. S-слой других изученных бактерий, как правило, имеет более широкие промежутки, что позволяет проникать более крупным молекулам. Это может объяснить, почему C.diff успешно отбивает атаки антибиотиков и молекул иммунной системы.

Определение структуры защитного слоя позволяет ученым разработать лекарства, специфичные для C. diff, для разрушения S-слоя, и создания более широких промежутков между молекулами белка, позволяющих молекулам проникать в клетку и убивать ее.

[Иллюстрация: NEWCASTLE UNIVERSITY, UK]