Редис. Сорт фламинго розовый

Современной целью селекции редиса и редьки в России является создание сортов для круглогодичного употребления, при этом высокоурожайных, устойчивых к болезням и богатых полезными компонентами. В течение нескольких лет ученые ВИР им. Н.И. Вавилова проводили комплексное изучение репрезентативной выборки образцов редиса и редьки из мировой коллекции ВИР: исследованы 149 образцов редиса из 37 стран и 129 образцов редьки из 21 страны. Исследование охватило все разнообразие подвидов редиса и редьки – европейский, китайский и японский. В результате были выявлены источники таких ценных признаков, как скороспелость, компактность розетки, высокая урожайность, высокое содержание сухого вещества и аскорбиновой кислоты. Статья об этом опубликована в журнале Plants.

Работа с большим и разнообразным материалом позволила ученым лучше понять, как редис и редька различаются на уровне подвидов, разновидностей и типов по фенотипическим и биохимическим признакам. На основании этих данных составлены признаковые коллекции по содержанию аскорбиновой кислоты, сухого вещества, окраске корнеплода и габитусу растения (внешний вид). Вариант оформления информации о признаковой коллекции представлен на постере (см. фото).

Постер. Признаковая коллекция. Курина А.Б., Артемьева А.М.

“В нашей работе мы расширили понимание того, как морфологические, биохимические и хозяйственно ценные признаки растения могут меняться в зависимости от генотипа (совокупности генов организма) и условий среды. Это имеет особое значение при выборе исходного материала для селекции этих культур,” – комментирует Анастасия Курина, научный сотрудник отдела генетических ресурсов овощных и бахчевых культур ВИР, первый автор статьи.

Планируется, что создание признаковых коллекций позволит по официальному запросу селекционера оперативно предоставлять образцы для создания, например, сортов с маленькой листовой розеткой и крупным корнеплодом для теплиц или с большой листовой розеткой и с крупным корнеплодом для открытого грунта.

В настоящее время ученые отдела генетических ресурсов овощных и бахчевых культур работают совместно с сотрудниками Дагестанской опытной станции – филиала  ВИР над изучением солеустойчивости редиса и редьки при их выращивании  в естественных условиях. Кроме того, продолжается работа  с коллегами из отдела физиологии ВИР –  начата разработка методики по определению устойчивости к марганцу, ранее была разработана методика по определению алюмоустойчивости культур редиса и редьки (Raphanus sativus L.) (публикация в Вавиловском журнале генетики и селекции, 2020).

Впереди молекулярные исследования с целью выявить описанные хозяйственно ценные признаки на генетическом уровне. Это позволит проводить идентификацию ценных признаков в лабораторных условиях, что облегчит и ускорит массовый скрининг исходного коллекционного и затем селекционного материала.

Исследования проводились на научно-производственной базе “Пушкинские и Павловские лаборатории” ВИР (г. Пушкин, Санкт-Петербург) в 2016–2020 гг. Материалом для работы стала мировая коллекция редиса и редьки (Raphanus sativus L.) Российской Федерации, хранящаяся в генном банке ВИР, которая включает в себя 2810 образцов из 75 стран мира.

Информация о статье: Anastasia B. Kurina, Dmitry L. Kornyukhin, Alla E. Solovyeva and Anna M. Artemyeva,  Genetic Diversity of Phenotypic and Biochemical Traits in VIR Radish (Raphanus sativus L.) Germplasm Collection, Plants, doi.org/10.3390/plants10091799