Высокое содержание микрочастиц в дорожной пыли Ростовской области рассмотрели специалисты Южного федерального университета как фактор, способный оказывать вредное воздействие на организм человека.

Для бассейна Азовского моря угольная и породная пыль в составе атмосферных осадков, поверхностных вод, донных отложений, почв и дорожной пыли является неотъемлемым компонентом. По словам экспертов, это обусловлено тем, что на востоке и северо-востоке моря расположен широко известный и один из старейших угледобывающих бассейнов Земного шара – Донецкий угольный бассейн (Донбасс). Сажа, зола, угольная и породная пыль образуются при добыче, переработке, транспортировке и складировании углей и породных отвалов (терриконов), а также при сжигании угля в промышленности и быту.

Уголь — это осадочная порода, полезное ископаемое, ценнейший вид топлива и сырье промышленности. Многие воспринимают уголь исключительно как топливо. Безусловно, большая часть добываемого ископаемого отправляется на угольные ТЭЦ, но его применяют и в других отраслях. Сегодня выпускается свыше 400 продуктов из обработанного угля в разных сферах деятельности. Переоценить пользу угля для промышленности так же сложно, как и его вред для здоровья человека.

Пыль от угля или же серый налет на полу, мебели, в воздухе не только портит внешний вид, но и наносит вред здоровью человека и экологическому состоянию города в целом. Известно, что в состав входят токсины и тяжелые металлы. Вдыхая такой воздух, люди подвергаются не только раздражению слизистой, аллергии, но и интоксикации, что особенно опасно для детей и людей преклонного возраста.

Ученые кафедры физической географии, экологии и охраны природы Института наук о Земле ЮФУ в составе аспирантки Виктории Чепурной, к.г.н., доцента Ирины Доценко, к.г.н., доцента Дмитрия Гарькуши, к.г.н., доцента Анны Михайленко под руководством профессора, д.г.н. Юрия Федорова исследовали гранулометрический состав отобранного материала для выявления процентного содержания микрочастиц размерностью менее 0,002 мм и 0,01 мм.

«Пыль, почвы и донные отложения могут являться индикаторами особенностей распределения частиц разной размерности и уровней содержания в них тяжелых металлов и других микроэлементов. С этой целью нами были проведены экспедиционные работы в урбанизированных и угольных районах Ростовской области на разных расстояниях от центров сосредоточения угольной промышленности», – рассказал руководитель исследования Юрий Федоров.

Отбор проб придорожной пыли, донных отложений и почв проводился в Ростовской агломерации, а также в северном и северо-восточном направлении от неё, включая центр развития угольной индустрии г. Шахты. Часть экспедиционных работ проводилась от г. Ростова-на-Дону в направлении г. Семикаракорска, Цимлянского и Веселовского водохранилищ вне зоны прямого влияния объектов добычи и переработки угля Восточного Донбасса. Пробы пыли отбирались у обочины дорог по пути следования, а почв - на пахотном поле и рисовых чеках.

«Установлено, что содержание суммы фракций как потенциальных аккумуляторов тяжелых металлов, с размерностью частиц менее 0,01 мм и 0,002 мм располагаются в отобранных пробах в следующей последовательности: донные отложения, отложения у уреза воды, почва, дорожная пыль. Таким образом, по мере перемещения влекомого ветром и водными потоками материала наблюдается его дифференциация по среднему диаметру частиц в направлении конечного водоема стока», – рассказала Виктория Чепурная.

Ученые выяснили, что в состав природных образований входят почвенные частицы, агрегаты глинистых частиц (преимущественно хлорит-иллитового состава), тонко-песчано-алевритовые зерна кварца (~80% терригенной фракции), кальцит, полевые шпаты, гипс, единичные зерна магнетита и титаномагнетита. Техногенные примеси в пыли были представлены алюмосиликатными микросферами, частицами металлов разной степени корродированности (сталь, латунь, микрошарики магнетита, продукты разрушения оцинкованных металлических покрытий, алюминиевые сплавы и пр.) и углеродными частицами (сажистыми и углистыми).

Гранулометрический и вещественный состав донных отложений, отложений у уреза воды, почв, дорожной пыли являются доминирующими факторами, контролирующими сорбцию ТМ.

«Находящаяся в воздухе во взвешенном состоянии пыль является одним из опасных загрязняющих веществ. Она может оказывать фиброгенное, токсическое, раздражающее, аллергенное, радиоактивное действие. Отметим, что растворенные в воде тяжелые металлы (ТМ), прежде всего ртуть, являются для экосистемы реки Дон приоритетными загрязняющими микроэлементами. Мы полагаем, что, по всей видимости, устойчивое повышение концентраций растворенной формы некоторых ТМ в воде до близких или превышающих ПДК значений связано не только с техногенным загрязнением, но и с усилением выноса этих элементов вследствие масштабной распашки почв водосборов рек бассейна Нижнего Дона и пыльных бурь во второй половине XX века», – отметил Юрий Федоров.

Результаты исследования, выполненного по гранту РФФИ (№ 19-05-50097), опубликованы в научном журнале IOP Conference Series: Earth and Environmental Sciencethis link is disabled.

 

Информация предоставлена Центром общественных коммуникаций Южного федерального университета

Источник фото: ru.123rf.com