Исследователи из Невадского Университета в Лас-Вегасе (UNVL, США) обнаружили новую форму льда, которая, согласна теории, может существовать на далеких планетах или в мантии Земли, сообщает пресс-служба UNVL. Открытие описано в журнале Physical Review B.

В твердом состоянии вода может принимать разные формы. В зависимости от температуры и давления атомы кислорода и города располагаются по-разному – и образуется лед с разным кристаллическим строением. Так, у естественного льда – льда I – решетка гексагональная. На сегодняшний день известно 20 форм льда.

Группа ученых впервые разработала новый метод измерения свойств воды под высоким давлением – и открыла новую форму льда. В своем эксперименте они сначала поместили образец воды в камеру между двумя алмазными ромбовидными пластинами, обращенными острыми концами друг к другу. Этот метод позволил создать давление столь же высокое, как и в центре Земли. Вода превратилась в лед, который затем нагрели лазером – и он сначала расплавился, а через какое-то время снова замерз.

Постепенно повышая давление и периодически «обстреливая» лед лазерным лучом, команда наблюдала, как он совершает переход от известной кубической фазы, Ice-VII, к новой промежуточной тетрагональной фазе, которую назвали Ice-VIIt. После этого лед принял другую известную форму, Ice-X.

Авторы работы отмечают, что переход к Ice-X, когда вода застывает, происходит при давлении в три раза ниже, чем считалось ранее: при 300 000 атмосфер вместо одного миллиона.

Хотя маловероятно, что новую фазу льда – Ice-VIIt – удастся найти где-либо на поверхности Земли. Скорее всего, такая форма льда может быть компонентом мантии Земли, а также встречаться на больших лунах и планетах за пределами Солнечной системы.

[Фото: CHRIS HIGGINS]