Исследователи Санкт-Петербургского федерального исследовательского центра РАН (СПб ФИЦ РАН) разработали программное обеспечение «Cargotime», которое позволяет в автоматическом режиме отслеживать движение любых грузов, осуществляемое морскими перевозчиками на судах-контейнеровозах по всему миру. Разработка позволит сделать более эффективной и удобной работу логистических компаний. Информацию о статусе грузов можно бесплатно мониторить на сайте приложения по номерам контейнеров или получать автоматически через телеграм-бота.
Сегодня на долю морских перевозок приходится большая часть грузов по всему миру. Причем одним из ведущих направлений являются перевозки на судах-контейнеровозах, которые перевозят самые разные грузы (от шпилек до тракторов). В мире существует несколько сотен крупных компаний, которые занимаются морскими контейнерными перевозками, они отвечают за выполнение крупных заказов между портами одного или нескольких государств.
При этом выполнение небольших заказов для частных клиентов часто отдается на аутсорсинг сети более мелких логистических компаний. Они ежедневно агрегируют информацию о перемещениях грузов в контейнерах, которые перемещаются на судах крупных компаний по различным маршрутам (линиям), и предоставляют ее заказчикам. Обычно логистические компании отслеживают грузы, размещенные в большом количестве контейнеров, которые могут двигаться на разных судах по сотням различных линий. Поэтому наблюдение за статусом каждого конкретного заказа в ручном режиме ежедневно требует больших трудозатрат со стороны логиста, и в таком потоке информации возрастает вероятность ошибки.
«Мы разработали бесплатное приложение, которое позволяет логисту морских перевозок автоматически получать информацию о статусе контейнеров с грузами, которые его компания должна доставить. При этом специалист может загружать эту информацию на сайте приложения в виде таблицы или отслеживать контейнеры через телеграм-бота и автоматически получать информацию о статусе объектов. Так как предложения о создании такого сервиса исходили от индустриальных партнеров, то у нас уже есть стабильный пул посетителей: более 1 тыс. пользователей ежедневно заходят на сайт», — рассказывает руководитель лаборатории теоретических и междисциплинарных проблем информатики СПб ФИЦ РАН Максим Абрамов.
Проект начинался как сайт-агрегатор, который собирал и унифицировал информацию о компаниях-перевозчиках, контейнерах и их статусах на основе баз данных различных линий. Для сбора информации разработанное программное обеспечение подстраивается под информационную систему каждой линии. Ученые предусмотрели возможность поиска любого контейнера (местоположение судна, на котором он находится) по его индивидуальному 11-значному номеру (четыре буквы, семь цифр). Сейчас приложение предоставляет пользователю статус сразу нескольких контейнеров в виде таблицы. Пользователь может посмотреть местоположение контейнеров, начало и конец пути, а также маршрут — эти сведения отмечаются условными знаками на интерактивной карте (значком якоря выделяются порты отплытия и прибытия, кругами - порты, куда судно с контейнером будет заходить во время маршрута). Кроме того, логист может отслеживать перемещение грузов, автоматически получая отчеты нужных ему контейнеров с помощью телеграм-бота. В целом, приложение позволяет проводить автоматический трекинг контейнеров более 70 крупных компаний.
«Сегодня на рынке сервисы для автоматического отслеживания контейнерных морских перевозок единичны, в частности, в России у нас пока нет конкурентов. Сейчас мы отслеживаем грузы большинства самых востребованных линий грузоперевозок, а в дальнейшем планируем охватить их все с помощью нашего приложения», — добавляет Максим Абрамов.
Кроме того, на сайте Cargotime созданы несколько вспомогательных сервисов для логистики, разработка которых продолжается на базе СПб ФИЦ РАН. Например, с помощью одного из них можно автоматически рассчитать стоимость доставки грузов, используя услуги различных логистических компаний (DHL, FedEx и другие), и выбрать наиболее выгодный вариант.
Источник информации и фото: пресс-служба СПб ФИЦ РАН