Образцы лавы раскрыли новую правду о геологическом строении земной коры и могут иметь значение для систем раннего предупреждения об извержениях вулканов, - пишет eurekalert.org.

Вулканолог из UQ доктор Тереза ​​Убиде сказала, что ранее считалось, что остывшая лава из так называемых вулканических горячих точек была «нетронутой» магмой из тающей мантии, находящейся в десятках километров под поверхностью Земли.

«Это не совсем так, геология нас обманула, - сказала д-р Убиде. - На протяжении десятилетий мы считали вулканические горячие точки посланниками из мантии Земли, предлагающими нам заглянуть в то, что происходит глубоко под нашими ногами. Но эти вулканы чрезвычайно сложны внутри и образуют на поверхности гораздо более сложные сплавы металлов, чем мы ожидали. Это происходит из-за сложного устройства вулкана, которое заставляет многие минералы в магме кристаллизоваться».

Д-р Убиде сказала, что минералы перерабатываются поднимающейся магмой, изменяющей их общий химический состав, чтобы они «выглядели» нетронутыми, что является важной новой частью головоломки, позволяющей лучше понять, как работают вулканы на островах в океане. «Мы обнаружили, что вулканы фильтруют расплавы и сильнее извергаются у основания земной коры, расположенной на несколько километров ниже вулкана», - добавила она.

Тщательный мониторинг вулканов может указать, когда магма достигает основания земной коры, где процессы фильтрации достигают «критической точки», которая приводит к извержению.

«Наши результаты подтверждают мнение о том, что обнаружение магмы на границе кора-мантия может указывать на предстоящее извержение. Эта новая информация приближает нас на один шаг к улучшению мониторинга извержений вулканов, который направлен на защиту жизней, инфраструктуры и посевов», - говорит д-р Убиде.

Горячие вулканы составляют одни из самых красивых ландшафтов мира, например Канарские острова в Атлантике и Гавайи в Тихом океане. Международная группа исследователей проанализировала новые образцы горных пород с острова Эль Йерро на Канарских островах Испании, к юго-западу от Марокко. Эти данные были объединены с сотнями опубликованных геохимических данных из Эль Йерро, включая подводное извержение в 2011 и 2012 годах. Затем команда проверила результаты на данных вулканов горячих точек океанических островов по всему миру, включая Гавайи. Доктор Убиде сказала, что вулканы с горячими точками также находятся в Австралии.

«Жители Юго-востока Квинсленда были бы хорошо знакомы с горами Гласс-Хаус или большим щитовым вулканом Твид, в том числе Вуллумбин (гора Предупреждение) в Новом Южном Уэльсе, - сказала она. - Горячие вулканы могут появляться где угодно, в отличие от большинства других вулканов, которые возникают из-за столкновения тектонических плит друг с другом, таких как вулканы Огненного кольца в Японии или Новой Зеландии, или тектонические плиты, удаляющиеся друг от друга, создавая, например, Атлантический океан».

Вулканы на юго-востоке Квинсленда были активны миллионы лет назад. Они произвели огромные объемы магмы и стали отличными лабораториями для изучения корней вулканизма. В Южной Австралии есть даже бездействующие вулканы, которые могут извергаться без предупреждения, и для которых было бы полезно использовать более совершенные геологические маркеры для раннего обнаружения.