Пустоты в образцах

На сегодняшний день все больше разрабатываемых нефтяных месторождений являются мелкими по размерам и запасам. В таких условиях проводить большое количество разных исследований для каждого объекта экономически нерентабельно. В то же время на практике нередко встречаются ситуации, когда те или иные параметры принимаются по аналогии с другим месторождением. Основаниями для этого являются непосредственная территориальная близость, отношение к одному и тому же тектоническому элементу и сходство геолого-физических характеристик. Ученые Пермского Политеха предложили всесторонний анализ сразу нескольких объектов, который позволит установить строение, размеры пустотного пространства, фильтрационные характеристики горных пород и их комплексное влияние на добычу ископаемого.

С работой ученых можно ознакомиться в журнале «Георесурсы/Georesursy» 2022 года. Исследование вносит вклад в обеспечение технологического суверенитета Российской Федерации.

По словам политехников, всесторонний анализ сложнопостроенных карбонатных объектов включает в себя комплексирование методов от нано- до макроуровня: рентгенофазный и рентгенофлуоресцентный анализы, рентгеновскую микротомографию, сканирующую электронную микроскопию, данные геофизических и гидродинамических исследований (изменение фильтрационных свойств коллектора в процессе разработки объектов). Уникальность такого подхода заключается в возможности изучения залежи на трех уровнях: керн — скважина — объект разработки.

— Исследования проводились на верхнедевонских (фаменских) карбонатных залежах нефти со сложным геологическим строением – Софьинского и Винниковского месторождений. Изучение горных пород данных коллекторов выполнено с использованием образцов керна, отобранных из продуктивной части разреза пласта, — поделилась профессор кафедры нефтегазовых технологий Инна Пономарева.

— Комплексное исследование позволило установить: несмотря на большое сходство геолого-физических характеристик Софьинского и Винниковского месторождений, их нельзя считать аналогами и, соответственно, переносить опыт разработки. Образцы керна этих двух месторождений заметно различаются по такому важнейшему показателю, как наличие крупных пустот, которые в значительной степени влияют на добычу нефти, — сообщил кандидат технических наук, доцент кафедры нефтегазовых технологий Дмитрий Мартюшев.

Сравнение результатов электронной микроскопии образцов керна

Предложенный всесторонний подход следует использовать при прогнозировании добычи нефти из сложнопостроенных карбонатных коллекторов, особенно при реализации систем разработки на естественном (природном) режиме, когда нефть или газ в пласте перемещаются к забоям добывающих скважин.

Источник информации и фото: пресс-служба Пермского Политеха